JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
John Scofield: 9 советов для гитаристов
Перевод - Сергей Тынку

Глыба и музыкант невероятного калибра. Обычно за него говорит его гитара. Но в этот раз нам всем повезло - он открыл рот и поделился якобы обычной мудростью, на первый взгляд простой и очевидной, но ты попробуй пройди этот путь - вряд ли тебя кто-то застанет на финишной прямой. Советы всегда выглядят так доступно, когда не думаешь, сколько труда за ними должно быть.

1. Не отступай перед трудностями

Я думаю, что на международном уровне проблема с джазовой музыкой в том, что у нас есть эта невероятная история, и она тяжелым грузом висит на исполнителях, которые влюблены в джаз, в то время как надо выйти и придумать что-то новое, чего не достает музыке.

Когда они играют много музыки, они в нее влюблены, и пилят один и тот же древний материал, при этом возможно не так хорошо, как те, кто его придумал. Таким образом у тебя немного вариантов - либо играть стандарты и мыслить в их рамках, либо сделать благородный порыв и попробовать изменить это. И тогда вы начинаете менять музыку просто ради изменения, хотя иногда это не приводит ни к чему хорошему.

А если говорить о хорошем, то я думаю о невероятных молодых музыкантах, которые так здорово владеют инструментом и настолько быстро стали подкованы в джазе, пользуясь возможностями сегодняшнего дня - интернет, обилие учебной литературы. Это просто невероятно - то, что я изучал многие годы, люди смогли ухватить за пару лет. Оно просто поражает.

2. Будь готов учиться

Если ты собираешься играть джаз, то вот Чарли Паркер шел к тому, чтобы собирать все это говно в одно единое целое, посредством серьезной учебы, и плюс он был гением. Телониус Монк также очень серьезно учился. Это совсем не похоже на блюз или церковную музыку, где все про душу.

Джаз - это много разных вещей, и я думаю он стал академичным, далеко уйдя от личности и души. Когда я рос, то часть джазовой ауры действительно была крутой вещью, которую породили очень экзотичные люди, и я влюбился в это и хотел быть частью всего этого.

Каждый, кто играл это, был типа мудрой личностью, достигшей определенных высот и понимания, потому что они были великие артисты. Но мне 63 года и я знаю, что когда ты ребенок, то идеализируешь это, как ничто другое.

3. Будь открытым

Я ходил в музыкальный колледж - я ходил в Беркли. Я больше всего на свете хотел играть и хотел играть, слушая пластинки и игру живых джазовых музыкантов.

Если ты достаточно глуп, чтобы пойти в музыкальный колледж, ожидая что там тебя научат играть, ты никогда не будешь хорошо играть. Ты должен двигаться потому что у тебя должны быть страсть и желание.

Каждый должен уметь играть по слуху. Некоторые утверждают, что изучать музыкальную теорию и учиться читать по нотам - это плохо. И это действительно не лучший способ в том, чтобы продвинуться в игре по слуху. Чтобы играть джаз, вы должны играть по слуху. И тут не важно, являетесь ли вы великим теоретиком, типа Колтрейна, который просекал в теории, или Чарли Паркера, который знал о музыке абсолютно все.

4. Мозг тоже надо использовать

Каждый джазовый музыкант должен уметь импровизировать по слуху, иначе ты не сможешь импровизировать, ты будешь играть говно, и твои пальце просто будут бессмысленно бегать по грифу.

Развитие слуха очень важно, но в тоже время у нас есть еще и мозги. Когда ты поешь мелодию, то понимаешь где она идет вверх, и если ты думаешь об этом, то через какое-то время понимаешь, на сколько ступеней она идет вверх.

Вот говорят, что Джордж Бенсон играет по слуху. Но он полностью понимает тон, полутон, минорные трезвучия и конструкцию аккордов. Он играет это и поет одновременно. Конечно, ты играешь на слух, но мозг понимает всю геометрию музыки. Математика присутствует в повышении на тон или полутон, в минорных и мажорных трезвучиях, в 12-ти тональностях и пентатонике.

Конечно, люди могут сказать, что они не используют теорию музыки, но на самом деле будут использовать. Просто она будет где-то в глубине головы на фоне, и это в свое время было тем, что помогло им понять как все устроено.

5. Сочиняй осмысленно

Если я сочиняю с гитарой, то аккорды и ноты мелодии появляются одновременно.

Но прежде всего, я обычно даю себе цель типа: мне нужна быстрая мелодия, или нужна медленная, хочу вальс или четкие восьмые ноты, и уж только потом я пытаюсь что-то придумать. А вот когда я не задаюсь конкретной целью, то музыка из меня сложнее выходит. Когда я сочиняю музыку, то просто беру ноты, а звучание может быть грустным или радостным, а то и где-то между ним, но это всегда чувства, музыкальные чувства.

Я никогда не описываю жизнь и, думаю, Дюк Элингтон, когда он говорил “Эта песня звучит как вентиляционный колодец в Гарлеме”, он просто говорил ерунду, хотя я и восхищаюсь им, считая гением. Это просто уловка, к которой прибегают музыканты-инструменталисты, пытаясь помочь своей публике проникнуться музыкой.

6. Тщательнее выбирай названия

Я думаю, что увертюра 1812 Чайковского не имеет никакого отношения ни к 1812 году, ни к пушкам.

Он может быть дал себе задание типа “Я должен написать что-то и от меня хотят пьесу, которая бы иллюстрировала сражение, поэтому напишу ка я материал со взрывами”

Он возможно так и сделал, я не знаю. Я думаю, что музыка появляется из другого места, у нее свой собственный язык и она может звучать как что-то после события. Это то, как я называю свои мелодии. Моя жена помогает мне и предлагает типа “А как на счет этого?”, и потом мы придумываем название, которое отражает какое-то чувство песни, но это никогда не подразумевает чего-то конкретного.

7. Улови миг

Ты не можешь играть хорошо если у тебя нет корней, которые основаны на всех этих стилях и вещах, что были раньше. И это все из прошлого. Хорошая музыка, в некотором роде является историей и по-настоящему хорошие джазовые музыканты, как предполагается, имеют свой музыкальный словарь.

У нас всех есть словари, продвинутые словари, и в них отображено то, что мы любим, что означает опять таки что-то из прошлого. Но когда вы играете музыку, вы должны передавать именно этот момент. Иначе вы просто пересказываете, а это немного выглядит мертвым, когда вы пересказываете то, что уже известно.

Когда вы импровизируете, а это главная вещь, которую я пытаюсь делать, вы ориентируетесь на свое состояние в конкретный миг времени, поэтому то, что из вас выходит - оно зарождается в прошлом и проходит через вас чтобы отобразить настроение момента, стремясь к чему-то хорошему. Это не то, что вы бы изобретали музыку заново, а просто позволяете ей пройти сквозь себя.

8. Продолжай совершенствовать свое оборудование

Я играю на старом Ibanez, который вышел еще до того, как была придумана моя именная модель. Это модель AS200 и она из восьмидесятых, а точнее 1986 года. У меня таких две - черная как раз 1986 года, и санберст 1982.

Я поменял датчики на гитаре 1986, поставив Voodoo, которые реально крутые и звучат как старые гибсоновские хамбы. На последнем альбоме я играл на усилке Deluxe Reverb, который у меня есть. Он 1964 года и я не использовал никаких педалей. Просто напрямую в усилок.

Я раньше играл с педалями перегруза, но последние десять лет просто втыкаюсь в усилки типа Fender Deluxe или the Vox AC30, которые мне очень нравятся; они просто громче. Но при этом у них есть естественный перегруз, просто прибавь громкости и и получишь немного фуззов.

9. Помни, музыка - это призвание

Я думаю, любой из нас, кто посвящает себя музыке, делает это потому что нет иного пути и это важно. Ты должен быть всю жизнь готов мыть посуду ради нее!

Когда я был ребенком, я просто хотел быть частью сцены. Я был готов давать уроки гитары в говеном музыкальном магазине и даже этого мне было бы достаточно, но у меня получилось намного больше чем это, и я реально благодарен судьбе.

Другая вещь заключается в том, что если вы хотите играть музыку, то двиньте свою задницу туда, где ошиваются другие музыканты, более крутые чем вы, тусуйтесь с ними и перенимайте умения. А если вы просто будете сидеть дома и ждать большого прорыва, то он точно никогда не наступит.

Вы должны лезть на сцену, поэтому если вы в Англии то вам надо дуть в Лондон… Я по началу двинул в Бостон, а потом дальше в Нью-Йорк насколько быстро, насколько смог. И я думаю, что игра с другими музыкантами быстро сделает вас лучше.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное