JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Свет и тень:
беседы с Джимми Пейджем
Автор - Брэд Толински. Перевод - Сергей Тынку.

10 самых значительных гитарных моментов Led Zeppelin

ГИТАРНЫЙ МУЗЫКОВЕД ДЖИММИ БРАУН СНЯЛ КАЖДУЮ ГИТАРНУЮ НОТУ В КАТАЛОГЕ LED ZEPPELIN. ДЛЯ ЭТОГО МАТЕРИАЛА ОН ОТОБРАЛ ДЕСЯТЬ ПЕСЕН, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ УНИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЖИММИ ПЕЙДЖА.
________________

Джимми Браун, музыкальный редактор и гитарист, человек с двумя самыми крутыми ушами в мире, был нанят Alfred Music, издательством, которое выпустило книги с нотами и табулатурами всех альбомов Led Zeppelin. Перед Брауном стояла грандиозная задача подобрать и оформить на бумаге все до единой ноты, что Пейдж сыграл на студийных записях группы. Потратив более трех десятилетий на изучение документации, интервью, альбомы, видео-записи и анализ, Браун закончил одобренный лично Пейджем каталог в 2012 году.

В качестве уважаемого теоретика музыки и как человек, который глубоко в теме нюансов пейджевской игры, Браун обладает подходящей квалификацией для того чтобы сформировать десятку самых замечательных примеров пейджевской игры и объяснить, что делает их такими особенными.

1. “Since I’ve Been Loving You” (Led Zeppelin III)

В своей ритм-гитарной партии в духе медленного чикагского блюза Пейдж играет изобретательно отшлифованную тернэраундную фразу в конце каждого припева (первый раз в 1:06–1:12), которая подражает стил-гитаре в кантри, куда вплетена нота, которую подтянули и поместили на верхушку каждого аккорда. Эта фраза интересна и загадочна за счет того, как поверх аккорда Dmaj7, который играет Джон Пол Джонс на органе, Пейдж подтягивает ноту До до ноты Рэ и заставляет ее звучать “правильно”. Если не говорить о Майлзе Дэвисе, то совсем у небольшого числа музыкантов хватило бы смелости сделать это.

2. “Dazed and Confused” (концертная версия с The Song Remains the Same)

Это амбициозное 28-минутное исполнение указывает на вершину песенной эволюции и содержит некоторые примеры самого интенсивного творческого взаимодействия Led Zeppelin. Пейдж здесь находится на пике своих сил как в плане музыкального видения, так и по части гитарных фокусов. Потусторонняя интерлюдия со скрипичным смычком, которая начинается на 9:10 и длится около семи минут, выглядит особенно вдохновенной.

3. “Achilles Last Stand” (Presence)

Это вершина Пейджевских успехов по части гитарной оркестровки. Песня начинает цвести с момента на 1:57, после которого Пейдж прядет многочисленные мелодические вариации поверх аккордовой последовательности Em-Cadd9#11. Продуманное решение было размещено в стерео изображении каждого гитарного трека, что позволяет сохранять свежесть на протяжении всей записи даже несмотря на плотность аранжировки. Как дополнение можно заметить, что Пейдж предварительно опробовал резкое заунывное сочетание Em-Cadd9#11 в 1973 году во время живого исполнения “Dazed and Confused”, начиная с 5:52.

4. “The Rain Song” (Houses of the Holy)

Исполняемая в нестандартном строю (с шестой по первую струны: Рэ, Соль, До, Соль, До, Рэ) с использованием множества открытых струн и дублируемых в унисон нот, эта песня содержит сложную последовательность аккордов, на которую вдохновил в свое время Джордж Харрисон из Beatles, бросивший Пейджу вызов по части написания баллад. После игривых трех аккордов из куплета харрисоновской Something Пейдж разворачивает “The Rain Song” в другую сторону, в конечном счете выдавая более амбициозную аккордовую последовательность. (Не смотря на хорошие дружеские отношения между битлами и цеппелинами, Харрисон как-то сказал, что проблема Цеппелинов в том, что у них мало баллад, после чего Джимми ответил в музыкальной форме - прим. переводчика)

5. “Kashmir” (Physical Graffiti)

Сыгранная в строю Рэ-Ля-Рэ-Соль-Ля-Рэ, который Пейдж ранее с блеском применил в “Black Mountain Side” с дебютного альбома Цеппелинов, “Kashmir” построена вокруг четырех гипнотических риффов, три из которых используют унисонные ноты с открытыми струнами, что создает эффект естественного хоруса и монументальный эпический саунд. Особенно интересно то, как Пейдж сделал переход на 0:53 от нарастающего заглавного риффа на основе измененной темы из Джеймса Бонда, к нисходящей прогрессии аккордов sus4. Пейдж отмечал: “Нисходящая аккордовая последовательность была первой вещью, которая у меня была. А после того как я придумал часть с да-да-да, да-да-да, мне стало интересно смогут ли два этих куска соединяться друг с другом, и оно сработало! У вас получается там легкий диссонанс, но в этом нет ничего плохого. В свое время я очень гордился тем, как получилось”.

6. Whole Lotta Love” (Led Zeppelin II)

Один из самых тяжелых риффов для вступлений и куплетов, который когда-либо был сочинен. Не удовлетворяясь “прямолинейной” игрой, которая присутствовала у его современников Пейдж впихнул в эту часть тонкий, секретный ингридиент: вместо того чтобы просто играть Рэ на пятом ладу пятой струны в качестве второй и четвертой нот, он дублирует ее с открытой четвертой струной, после чего подтягивает указательным пальцем Рэ на пятой струне (в сторону шестой струны) приблизительно на четверть тона. Гармоническая турбулентность, которую создают две находящиеся в легком нестрое ноты, соответствует чувствительности и цепляемости музыки, давая напряжение, которое быстро спадает, когда Пейдж быстро переходит к цельно-роковому пауэр-аккорду E5.

“Я постоянно применял такие вещи” - объяснил он как-то. “Я также сделал это в главном риффе Four Sticks (с четвертого альбома)”. В той песне гитарист подтягивает средним пальцем ноту соль на пятом ладу четвертой струны одновременно со звучанием открытой третьей струны.

7. “Going to California” (Led Zeppelin IV)

Пейдж также использует унисонное звучание струн чтобы добиться потрясающего эффекта в этом акустическом шедевре. Играя с первой и шестой струной, настроенными в Рэ (этот строй известен как дабл-дроп-ди), гитарист исполняет мечтательное гипнотическое арпеджио со множеством звонких повторяющихся нот на разных струнах. С этой смесью фолк-гитарных стилей Англии и Америки (подразумевая Bert Jansch и Merle Travis) песня “Going to California” является стильной звездой пальцевого стиля. Особенно яркой получилась драматическая бриджевая часть, начинающаяся с 1:41, где Пейдж играет в параллельном минорной тональности Рэ-Минор. Если вы послушаете внимательнее, то услышите две акустические гитары, которые по разному обыгрывают в пальцевом стиле инверсии одних аккордов, особенно третьего.

8. “Babe I’m Gonna Leave You” (Led Zeppelin)

Еще один акустический шедевр, эта песня показывает горько-сладкую круговую последовательность аккордов, подаваемую как звонкое пальцевое арпеджио. Особенно интересно то, как как Пейдж повсюду вставляет многочисленные мелодические вариации основной темы (послушайте, например, на 3:40), услаждая витающую ауру драматическими динамическими контрастами. Это возможно один из самых хорошо записанных и смикшированных треков акустической гитары всех всех времен. Обратите внимание на то, как во вступлении присутствует “сухая” (выдвинутая на первый план без каких-либо эффектов) акустическая гитара в левом канале, в то время как в правом канале идет по большей части “влажная”, наполненная пещерным ревером гитара.

9. “Stairway to Heaven” (Led Zeppelin IV)

Пейдж в этом шедевре грубо нарушил сразу два правила популярной музыки: песня длится более восьми минут, что раньше было препятствием для радиостанций поп-формата, и темп песни возрастает по ходу того, как песня разворачивается. “Лестница” - это воплощение Пейджевского триумфа не только в качестве гитариста, но и как композитора и аранжировщика, который накладывает слои шестриструнных акустик и двенадцатиструнных электрик по всей красивой композиции, постепенно подводя к крещендо, выливающееся в кульминацию, которую многие оценивают как самое лучшее гитарное соло всех времен.

10. “Over the Hills and Far Away” (Houses of the Holy)

Эта песня построена на контрастах, которые возникают между акустической гитарой с ароматом Англо-Кельтских традиций и хард-роком на основе перегруженного Gibson Les Paul. Все начинаетсся с игривого риффа в духе народных танцев, который Пейдж изначально играет на шестиструнной акустике, а потом дублирует на акустической двенадцатиструнке. Потом (1:27) наступает очередь сокрушительных пауэр-аккордов и умного одно-нотного риффа вокруг пулов на бендах (впервые они появляются на 1:37). Особенно круто то, как Пейдж вписал этот рифф к акустическим аккордам, появившимся ранее. Ко всему прочему, Пейдж как продюсер завершает песню с ложной концовкой - группа затихает на 4:10 и одинокая гитара выходит с финальной вариацией фолкового риффа из вступления, но при этом все, что вы слышите - это на 100% прекрасный “влажный” возврат сигнала ревера, который создает мистический, потусторонний эффект.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное