JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   Aria
Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia   
Автор: Tony Bacon
Перевод: журнал Guitars Magazine


Компании Aria принадлежит роль одного из проводников глобализации гитаростроения, а в ее истории значительное место занимает «эра копий» 70-ых гг. При этом, Aria всегда выпускала невероятное количество моделей инструментов самых разных стилей и видов. Обескураживает широкий размах гитарных линеек Арии и всемирный охват рынков их продаж.

Компания была основана гитаристом-«классиком» Широ Араи (Shiro Arai) в начале 50-ых в Японии как оператор импорта. Примерно в 1956 году Aria начала производить гитары и в 1960 году дебютировала на рынке электрогитар. Компания разработала ряд цельнокорпусных и полуакустических моделей (включая одну с корпусом в форме скрипки), носивших фирменные названия Arai, Aria, Aria Diamond и Diamond. На фабрике также выпускались инструменты и для других компаний.

Поворотным моментом стала выставка NAMM в США в 1968 году, где Gibson выставляли свои вновь запущенные в производство модели Les Paul. Это вдохновило Aria в 1969 году построить первую японскую с грифом на винтах копию классики Gibson, тем самым положив начало «эре копий» 70-ых гг. Вслед за ней незамедлительно последовали копии прозрачной (плексигласовой) гитары Lucite Дэна Армстронга из Ampeg и фендеровского Telecaster, и вскоре на Арии как грибы после дождя стали множиться копии практически всех популярных и значительных американских моделей гитар. В середине 70-ых Aria добавили еще один электрогитарный брэнд, Aria Pro II, включая модели с причудливыми инкрустациями.

Продолжалось использование брэнда Aria на ряде различных рынков. Многие лучшие модели делались на японской фабрике Мацумоку, пока гитаростроение там не прекратилось в 1987 году. Копирование продолжалось до 1978 года, когда Aria нашла своего первого известного эндорсера в лице джазового гитариста Херба Эллиса, арктоп PE-175 которого был сделан в духе Gibson. Начиная с этого времени полнокорпусные и «тонкие» (thinline) электрогитары будут основой продукции Aria.

Однако в 1977 году увидели свет первые действительно собственные оригинальные модели Арии, производившаяся Мацумоку серия PE Prototype. Это были гитары с вклеенными или привинченными грифами, одним вырезом, обработанным верхом и изогнутым профилем формы верхней половины корпуса. Японским PE Prototype, многие из которых были снабжены роскошными декоративными деталями, а некоторые – вибрато и звукоснимателями P.J. Marx, пришли на смену сделанные в Корее версии, начавшие появляться с 1988 года.

Новые оригинальные модели Aria были представлены в 1979 году – в их числе гитары с двумя вырезами, скошенными краями корпуса и заостренными рогами, а также подписная полуакустика британского джазиста Айка Исаака (Ike Isaacs). Первыми гитарами RS Rev Sound серии были инструменты со сквозными грифами в стиле Alembic, с активной электроникой, а некоторые и с двойными грифами. Они выпускались до 1982 года. Гитары TS Thor Sound (или Tri-Sound) имели как пассивную, так и активную электронику, вклеенные, привинченные или сквозные грифы и выпускались до 1983 года. Продававшиеся в Европе линейки включали недолго выпускавшиеся серии YS и NK (Noise Killer). В 1981 году Aria добавила в свой каталог серию CS Cardinal Sound с пассивной электроникой (и большим количеством переключателей на некоторых моделях) и грифами set-neck или bolt-on. Большинство из этих инструментов были доступны несколько лет.

В 1982 году Aria содействовала возникновению внезапной популярности гитар экзотической формы корпуса. Компания представила свою вдохновленную B.C.Rich серию Ulrich (просуществовавшую до 1984 года), а также серии ХХ - мини-подобий Flying V, и ZZ – мини-Explorer; обе c причудливой раскраской, в той или иной форме эти серии были доступны вплоть до 1987 года. С 1982-го по 1986 различные модели разных серий были объединены в линейку Black’n’Gold с соответствующим черным покрытием и золотой фурнитурой.

В 1983 году Aria представила переделанную линейку RS Rev Sound – в стилистике Stratocaster и грифами на винтах. В различных вариациях эти модели будут преобладать в продукции компании вплоть до 90-ых. Самые ранние представители этого второго поколения Rev Sound отличались элегантными тонкими «рогами» и выпускались как с активной, так и с пассивной электроникой, хотя после 1985 года в основном с пассивной. Такие модели, как Bobcat, Wildcat и Sraycat подразумевали те направления развития, в сторону которых Aria вскоре и двинулась.

К середине 80-ых контуры RS утончились, все более напоминая стиль Fender. Другими популярными в середине 80-ых гг. моделями в этой долгоиграющей серии были Knight Warrior и Road Warrior. В 1985 году RS стали расшифровывать как Rock Solid, потом в 1986 году назвали «серией Cat» (Cat series). Оригинальные ариевские вибрато в 1986 году были дополнены вибрато Kahlers. Эти гитары выпускались до 1987 года, до закрытия японской фабрики Мацумоку. В течение этого периода выпускался также и ряд других моделей японского производства с двумя вырезами и скошенными краями корпуса, среди них такие красотки, как MM Mega Metal, IC Interceptor, IG Integral, серии GT и XR. Многие из них по сути представляли собой различные вариации суперстрата, но никому не удалось добиться такой популярности, как моделями Cats.

В 1987 году Aria ненадолго запустила серию производившихся в США гитар US Custom. В тот же год компания перевела свои основные мощности по производству гитар в Корею, где тема суперстрата была продолжена – начиная серией SL, за которой затем последовал целый список не слишком отличавшихся друг от друга моделей. Различия у них касались в основном древесины, оформления верха, уровнем снаряжения и иногда незначительными различиями в форме корпуса.

Несколько лучших моделей продолжали делать в Японии, но необходимость удерживаться в низкой ценовой категории означала, что основное производство располагалось теперь в Корее. В 1988 году – всего один год – появились серии CT, LB Libra, VA Vanguard и WR Warrior. Они в 1989 году были вытеснены еще большими суперстратами – среди которых серии Polaris, VS, AW.

В свою очередь, эти суперстраты были заменены в 1990 году моделями FS, JS, EX Excel, VP Viper и MA Magna, многие из которых задержались в каталоге на несколько лет. В 1991 году появилась высококлассная AQ Aquanotes, которая позднее перерастет в линейку CR Cobra. За ними в 1993 году последовали нынешние откровенно недорогие STG. К середине 90-ых многие из них уже не выпускались. На протяжении всей своей истории у Aria никогда не было великого множества подписных моделей, что отражало относительно слабую представленность компании среди ведущих профессиональных исполнителей. Всегда казалось, что гитары Aria были более популярны у любителей и полупрофессиональных музыкантов, даже с учетом того, что качество некоторых инструментов было весьма высоко и могло бы привлечь внимание профи. Как бы то ни было, в 1991 году Aria создали линейку подписных моделей Ventures, оживленную в 1999 году. The Ventures всегда были более успешны в Японии, чем где бы то ни было, и в том, что восточная компания оказывает группе и ее многочисленным фанам знаки внимания, не было ничего удивительного.

В 1994 году американский дистрибьютор Арии NHF Industries представил модель с одним вырезом, первоначально названную Nashville 93. Модель была сконструирована британским дизайнером Тревом Вилкинсоном и поначалу делалась в США. Однако вскоре Gretsch предъявили Aria претензии за название Nashville, которое эта американская компания какое-то время уже использовала для одной из своих моделей. В связи с этим гитара Aria была переименована в 615 Custom – сохранив увязку с Нэшвиллом через упоминание телефонного года города. Более дешевые «шестьсот пятнадцатые» выпускались в Корее до 1998 года.

В 1994 году была также запущена серия стратоподобных гитар Fullerton, тоже с задействованием Вилкинсона. Ведущие инструменты серии делались в США, большинство остальных в Корее. В конце десятилетия линейка Aria Pro II была закреплена инструментами PE (расшифровывавшимися теперь как Pro Electrics), цельнокорпусными Fullerton и STG, а также долгоиграющей серией финлайнов TA и джазовыми FA.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное