JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Свет и тень:
беседы с Джимми Пейджем
Автор - Брэд Толински. Перевод - Сергей Тынку.

Глава 9

Я БЫЛ НАПРОЧЬ УБИТ
________________

Когда In Through The Out Door был закончен, менеджер Питер Грант хотел, чтобы музыкальная индустрия узнала, что, несмотря на четырехлетнюю паузу в концертах на британской сцене, Led Zeppelin все еще является самой крутой группой на восточном полушарии. Грант и промутер Фредди Баннистер объединили усилия для того, чтобы группа стала хэдлайнером двух грандиозных концертов в парке Небворф, в Хартфордшире, запланированные на 4 и 11 августа 1979 года. Также было решено приурочить к выступлениям выход альбома, чтобы использовать в своих рекламных интересах сопровождающую концерты шумиху.

Более ста тысяч фанатов приняли участие в шоу, и если учитывать, сколько времени прошло с тех пор как Led Zeppelin не играли в Англии, выступление в Небворфе оказалось удивительно сильным. Как видно на официальном DVD “Led Zeppelin” такие песни как “Achilles Last Stand”, “In the Evening” и “Rock and Roll” все еще содержали много прежней магии. Плант выглядел немного постаревшим, а Пейдж казался опасно худым, но в целом группа выглядела счастливой, и это внушало оптимизм. Несмотря на то, через что они прошли за последние годы, все четыре участника группы до сих пор хотели вместе играть музыку и продолжать существование группы.

После Небворфа был запланирован маленький европейский тур, и плюс позитивным известием стало то, что группа еще раз согласилась поехать осенний тур по Северной Америке. Однако, этого не случилось. 24 сентября 1980 года барбанщик Джон Бонэм был в Bray Studios на репетиции по случаю предстоящего тура. После целого дня игры и пития водки, он вернулся в новый дом Пейджа в Виндзоре с остальной частью группы.

В полночь один из помощников Джимми отвел Бонема в спальню наверху, где барабанщик уснул. В течение нескольких последующих часов его сердце остановилось. Джон «Бонзо» Бонем, мотор Led Zeppelin, был мертв; ему было 32 года. Коронер вынес заключение «смерть от несчастного случая», придя к выводу, что Бонем, будучи пьяным, умер, захлебнувшись собственной рвотой.

Несколькими неделями позже опустошенные участники группы встретились с Грантом в отеле Savoy в Лондоне, где Плант сказал менеджеру, что они просто не могут продолжать без Бонема. Это было неудивительно. Пейдж часто описывал Led Zeppelin как магическую химию четырех элементов, которые вместе создавали мощный пятый. Поэтому если из уравнения убрать один из элементов, то вся его структура будет разрушена. «Не думаю, что мы могли бы продолжать, потеряв кого-то одного из нас» - сказал Пейдж. «Это не было бы той же группой. Никто другой не смог бы заменить Джона».

4 декабря 1980 года оставшиеся участники группы выпустили публичное заявление, которое официально подтвердило, что Led Zeppelin больше не существовало.

Пейдж сказал, что он был «напрочь убит» смертью Бонзо, называя это время как самое худшее в его жизни. Ходили слухи о том, что гитарист стал усиленно потреблять наркотики, и его изнеможенный внешний вид не давал людям повода думать иначе. Однако, в то же время он снова начал играть и даже иногда появляться в качестве гостя на выступлениях других музыкантов. Так в марте 1981 года он неожиданно присоединился к Джеффу Беку, выйдя с ним на бис в Hammersmith Odeon. То, что он был полон решимости двигаться дальше, стало абсолютно ясно после того как он приобрел у Гаса Даджена, продюсера Элтона Джона, звукозаписывающую студию Sol, которая находилась примерно в десяти минутах от его дома.

В то время было мало сомнений в том, что он в конечном итоге возобновит свою карьеру творческого музыканта, вопросы стояли только «когда?» и «как?». Возможность в скором времени натурально постучалась в его двери, через соседа, режиссера Майкла Уиннера, наиболее известного по боевику «Жажда смерти», который имел успех в 1974 году. В главной роли в нем снялся Чарльз Бронсон. Уиннер работал над продолжением фильма, попросив гитариста и композитора сочинить саундтрек.

Проект нужно было завершить за восемь недель, что стало бы экстремальным испытанием для Пейджа, которому нужно было оправиться после тяжелой утраты. Музыка для кино была относительно новой сферой для Джимми, но он, неустрашимый, бросился туда со своей обычной уверенностью. Сочиненный и записанный осенью 1981 года в студии Sol музыкально разнообразный саундтрек к «Жажде смерти II» был впечатляющей работой с любых точек зрения.

“Who’s to Blame” спел Chris Farlowe, бывший вокалист Colosseum/Atomic Rooster. “The Release”, мощный инструментал с перегруженной гитарой, звучал как логическое продолжение «Presence» и «In Through the Out Door». Также была “Prelude”, являющаяся блюзовой интерпретацией 4-ой Прелюдии в Ми-Минор Шопена, и жуткая “Hotel Rats and Photostats”, где Пейдж еще раз продемонстрировал себя самого прежнего, готового без страха бросаться в новые направление.

По слухам музыкальные редактора имели некие сомнения относительно технических возможностей Пейджа выдать качественный продукт. Но по факту, его результат был настолько отшлифованным, что Уиннер объявил, что это была самая профессиональная работа над саундтреком, из всех, что у него были.

После того как Пейдж закончил работу над «Жаждой смерти II», Atlantic Records настояли на том, что согласно контракту Led Zeppelin обязаны были выпустить последний альбом. После поверхностного рассмотрения концертной коллекции, группа решила порыться по сусекам и вместо концертных номеров представить альбом с ранее неизданными студийными записями. Собрать, организовать и отредактировать эти записи, чтобы сделать из них настоящий альбом – это была работа Пейджа в качестве продюсера. После работы над Physical Graffiti очень мало чего оставалось в закормах Цеппелинов, но Джимми удалось найти достаточно музыки чтобы создать приятную коллекцию незапланированных сувениров. Лучшими из них были “Wearing and Tearing”, записанная в 1978 году на сессии для In Through the Out Door, и смелая “Bonzo’s Montreux”, барабанный инструментал Бонема, электронно обработанный Пейджем.

Не смотря на то, что Пейдж был музыкально активен, он работал по большей части вне общественного внимания, и мир стал воспринимать его в некотором роде отшельником. Человек, который почти в течении целого десятилетия был в центре внимания на виду у всех, лидер самой грандиозной рок-группы, как стало казаться многим, практически исчез.

Однако, все это шло к тому, чтобы меняться. В мае 1983 года Пейдж присоединился к Эрику Клептону чтобы выйти на бис с песнями “Further On Up the Road” и “Cocaine” в Civic Hall в Гилфорде. И то, что выглядело как случайный незапланированный джем, по факту оказалось тщательно спланированной прелюдией к одному из самых неожиданных и волнующих событий восьмидесятых - благотворительному суперзвездному концертному туру, в ходу которого на сцене впервые оказались три легендарных гитариста Yardbirds – Пейдж, Клептон и Джефф Бека.

Тур в поддержку ARMS (Британский фонд работающий над борьбой с рассеянным склерозом) был детищем Ронни Лэйна, экс-басиста Face, который сам стал жертвой этой болезни. Все встало на свои места в течении пары концертов, которые последовательно прошли в Лондонском Royal Albert Hall. Доходы от первого концерта пошли в ARMS, а вот от второго, который посетили принц Чарльз и принцесса Диана, были предназначены для фонда Prince’s Trust, благотворительной организации, которая поддерживала обделенную молодежь.

Наряду с тремя легендами гитары концерты показали других знаменитых британских музыкантов, среди которых были Steve Winwood, вокалист Traffic, и ритм-секция группы Rolling Stones, в лице басиста Bill Wyman и ударника Charlie Watts. Также было много других друзей и коллег Лейна.

Как и ожидалось, оба вечера стали очень особенными, каждый из гитаристов выразил свое почтение Лейну и другим страдающим от этой страшной болезни. После воодушевляющих сетов Клептона и Бека, на сцене впервые за его пост-Цеппелиновский период появился Пейдж, которого публика встретила долгими эмоциональными овациями. Было ясно, что аудитория была взволнована тем, что увидит Джимми в деле. С составом музыкантов из Simon Phillips на ударных, Fernando Saunders на басу, Chris Stainton на клавишных, Andy Fairweather-Low на гитаре, Пейдж исполнил три песни из саундтрека к «Жажде смерти II» - это были “Prelude,” “Who’s to Blame” и “City Sirens”, которые были сыграны на коричневом 1959 Telecaster, впервые появившемся на сцене в ходе тура Led Zeppelin в 1977 году. Короткий сет завершала инструментальная версия “Stairway to Heaven”, которую Джимми сыграл на своей иконе – двугрифовом Gibson. Толпа неистовствовала, сотрясая строгий Albert Hall до его королевского фундамента.

«Я был испуган» - описывает Пейдж свое возвращение. «Но я хотел отыграть все концерты. Это было забавно – согласиться и в последний момент задуматься, а что я буду играть? У всех остальных была заметная сольная карьера. В конечном итоге все облегчили музыканты, потому что они так мощно работали вместе».

Концерты стали бесспорно успешными, поэтому было решено отыграть их в Америке – в Далласе, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке . Поскольку Стив Уинвуд не мог присоединиться к музыкантам в назначенные даты, Джимми попросил Пола Роджерса из Bad Company заменить его на вокале. Для концертов в Америке Пейдж и Роджерс добавили к сету две песни - “Boogie Mama” из недавнего сольного альбома Роджерса и новую совместно сочиненную “Bird on a Wing” (позже переименованную в “Midnight Moonlight”). Прошло почти шесть лет с того момента, когда Пейдж последний раз гастролировал по Северной Америке, и, также как и в Англии, его ждал горячий прием. Пейдж позже говорил, что те концерты сделали ему «море хорошего… фанаты ждали моего возвращения».

Концерты ARMS заново зажгли в Пейдже страсть к сцене, и он был полон решимости найти новое средство для реализации своих музыкальных амбиций. Его химия с Роджерсом во время американских концертов была многообещающей и оба мужчины чувствовали, что им стоило попробовать. Дни Bad Company были сочтены, и, к счастью для Джимми, Роджерс был открыт для новых возможностей.

Летом 1984 года дуэт принял в свои ряды Tony Franklin, молодого басиста на безладе, который играл с Роем Харепером, приятелем Джимми, и барабанщика Chris Slade, игравшим с Дэвидом Гилмором и в Manfred Mann’s Earth Band. Новый квартет назвали Firm и по словам Пейджа их целью в то время было просто хорошо провести время – «выйти и отыграть».

К ноябрю 1984 года у группы накопилось достаточно своего материала, чтобы отгонять тур по Европе и спустя три месяца выпустить дебютный альбом, чей выход должен был совпасть с туром по Северной Америке. Идея объединения двух ключевых фигур из Led Zeppelin и Bad Company была столь мощной, что у американской аудитории не было сил сопротивляться, поэтому тур прошел с успехом. Альбом и концерты были поддержаны их первым хитовым синглом “Radioactive”, где фирменный проникновенный вокал Пола Роджерса был перемешан с противоречивыми диссонансами на грани фанка.

Для Пейджа группа Firm была способом порвать с прошлым и заглянуть в будущее. Это стало ясно после смелого решения не играть на концертах ничего из Led Zeppelin и Bad Company. Их не интересовал легкий успех у публики и они были полны решимости создать свой собственный стиль. И во многих отношениях Firm была неожиданно оригинально звучащей группой, в которой естественные блюзовые корни Пейджа и Роджерса перемешивались с пространственным звучанием новой волны восьмидесятых и эластичной ритм-секций в лице выделяющегося безладового баса Франклина и молотоподобного грува Слэйда.

У Пейджа даже появилась любимая гитара для нового звучания его группы. Он на время отправил на пенсию свой Les Paul и начал играть на коричневом телекастере, который модифицировал устройством Gene Parsons/Clarence White B-Bender, благодаря котором он мог создавать эффект педал-стил гитары, подтягивая вторую струну на целый тон. Джимми очень экономно использовал эту гитару на выступлении Led Zeppelin в Небворфе, где играл на ней “Ten Years Gone” и “Hot Dog”, и много играл на ней в концертах ARMS. Но в туре с Firm все можно сказать было объявлено официально – у Пейджа появилась новая пассия, и это было серьезно.

«Мне потребовался год, чтобы подружиться с Би-Бендром» - сказал Пейдж в интервью Стивену Роузену в 1986 году. «Мне всегда нравилась идея того как педал-стил гитара может менять интонацию. Когда я услышал как Clarence White использует Би-Бендер на безымянном альбоме Byrds, то подумал, что это потрясающе. Как-то вечером я пошел посмотреть как они играют и потом поговорил с Gene Parsons, который участвовал в разработке устройства вместе с Вайтом, и он был достаточно любезен, сделав Би-Бендер для меня».

Если Firm и концерты ARMS успешно перезапустили карьеру Пейджа, то другая благотворительная акция нанесла ответный удар из под самой стратосферы. 13 июля 1985 года состоялся Live Aid, концертное мероприятие сразу на двух сценах. Акция с участием самых больших мировых рок-звезд была организована Бобом Гелдофом из Boomtown Rats и Ultravox’s Midge Ure для того чтобы собраться средства для голодающих в Эфиопии. Проводимое одновременно на стадионе Уэмбли в Лондоне и на стадионе JFK в Филадельфии, это эпическое шоу транслировалось по телевидению и его посмотрело около 400 миллионов зрителей в 60 странах мира.

Изначально предложение выступить на этом концерте поступило Планту с его группой. Плант гастролировал по США в поддержку альбома Shaken ’n’ Stirred и концерт в Филадельфии укладывался в расписание тура. Но после того, как он обдумал масштаб и значение события, было принято решение связаться с Пейджем и Джоном Пол Джонсом чтобы обсудить одноразовое выступление без Джона Бонэма. Сложная задача замены его на месте за барабанами первоначально была возложена на двух музыкантов: Tony Thompson, сессионного барабанщика, больше всего известного как участник фанковой группы Chic, и суперзвезду Phil Collins из Genesis.

Группа вышла на сцену в 8:13 и порвала всех исполнением “Rock and Roll”, “Whole Lotta Love” и “Stairway to Heaven”. Музыканты звучали немного неотрепетированно и играли слегка рвано, но никого из зрителей это не заботило - группа получила практически истеричную реакцию публики в ответ на свое появление и набор легендарных песен. Фанаты, следившие за выступлением по телевизору также положительно встретили коллектив, проголосовав бумажниками. В частности в течении часа после выхода Цеппелинов на сцену пожертвования в пользу Эфиопии удвоились.

Разумеется, эффект от Live Aid и последовавшие затем слухи о воссоединении Цеппелинов снизили привлекательность Firm для публики. Тем не менее в марте 1986 года Джимми и его банда вернулись в студию и записали второй альбом Mean Business и даже отправились на короткие гастроли по США. Однако, вскоре группа Firm была ликвидирована.

“Firm изначально была создана как проект на два альбома” - говорит Пейдж. “После этого, мы с Полом согласились, что идея себя исчерпала”.

Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное