JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Flying V. Explorer. Firebird.
Причудливая история необычных электрогитар Gibson
Автор - Тони Бэкон. Перевод - Илья Шлыков для jimi.ru.

Часть 2. Пятидесятые (продолжение).

Первые признаки того, что на Gibson ищут новые и свежие идеи, появились в июне 1957 года, когда Gibson подали три заявки на патент в отношении новых моделей. (Две из них были поданы 20 июня 1957 года, тогда как третья – на Flying V – была подана неделей позднее, 27 июня. Патентное Бюро США выдало патент на все три модели 7 января 1958 года). Во всех трех в качестве «поручителя» был указан президент Gibson Тед МакКарти, что являлось нормальной практикой. Это не означало, что модели были разработаны самим МакКарти – таково было юридическое правило, согласно которому в патенте должно быть указано только одно имя. МакКарти, возглавлявший компанию, был самым очевидным кандидатом на эту роль. Юридическая роль патента состоит в том, чтобы предоставить изобретателю право запрещать другим лицам изготавливать и продавать идентичные товары.

Патентное Бюро выдает два типа патентов – один защищает «декоративный дизайн», другой – «новые и полезные изобретения». Патенты на дизайн являются попросту описанием предмета, на который выдан патент, в то время как патенты на изобретения являются более сложными документами. Три патента на дизайн, выданные Gibson, и впрямь были простыми. Каждый документ, состоявший из одной страницы, был заявкой на регистрацию «декоративного дизайна струнного музыкального инструмента, как показано и описано ниже» и был проиллюстрирован двумя упрощенными набросками, располагавшимися рядом: «вид сверху на струнный музыкальный инструмент моего дизайна» и «вид сбоку в профиль».

Это было нетипично для Gibson – обращаться за простым патентом на дизайн: как правило, компания подавала заявку на патент на изобретение, которая содержала детальный чертеж механической части и полное описание готового изделия. Например, патент на изобретение бриджа Tune-o-matic, выданный в апреле 1956 года, содержал страницу с подробными чертежами 35 основных частей плюс более двух тысяч слов текстовой части.

Что побудило Gibson проявить такой интерес к патенту на дизайн? Похоже, что в случае с этими тремя смелыми «модернистскими» гитарами, Gibson вновь решили поиграть на поле Лео Фендера. Fender подавали простые заявки на выдачу патентов на «декоративный дизайн» для Telecaster и Precision Bass; патенты были выданы в 1951 и 1952 годах, соответственно. МакКарти сказал мне, что он запатентовал три новые модели Gibson – эти гитары впоследствии получили известность под именами Moderne, Flying V и Explorer – поскольку «он знал планы Лео» – вероятно, подразумевая, что Fender готовит к выпуску нечто подобное Flying V. «Если же я получил бы патент, то он не посмел бы это сделать», – заявляет МакКарти. – «Я никогда не заботился о том, чтобы получить патент на остальные модели, потому что запатентовать форму гитары стоит немалых денег».

Как это обычно происходит при регистрации новых патентов, патентные поверенные провели поиск на предмет наличия сходных заявок, и для трех новых гитар Gibson обнаружились 5 предшествующих патентов, которые могли бы быть им противопоставлены. Первые два были датированы 1887 и 1916 годами, каждый из них был выдан на дизайн причудливой скрипки с треугольным корпусом, следующий (1949 года) – на дизайн скрипки со «стесанными» боковинами. Также был один патент на дизайн укулеле со скошенными боками, выданный парой лет позднее. Однако поверенные в ходе своих, вне сомнения, тщательных поисков не нашли ни одного ранее выданного патента на гитару с подобным нестандартным дизайном.

Первый патент, полученный Gibson, за номером 181.865 был выдан на то, что мы сегодня могли бы назвать ранней версией дизайна модели Explorer. Именно этот инструмент вскоре стал известен под именем Futura. Он имел угловатую форму корпуса, очень похожую на ту, что в итоге получил Explorer, но с более тонкой «талией» и с раздвоенной головой грифа в форме косой буквы «V». Обычная наклонная голова грифа Explorer явно появилась несколько позднее в процессе разработки. На схематичном наброске видны два хамбакера и бридж Tune-o-matic с фиксированным струнодержателем, однако не показаны ручки регуляторов, накладка корпуса и маркера накладки грифа.

Второй патент за номером 181.866 был выдан на гитару, которая впоследствии стала известна под именем Moderne, а для многих поклонников винтажных гитар – как «потерянная» гитара – но об этом чуть позже. На иллюстрации, прилагавшейся к патенту, была изображена некрасивая гитара с корпусом, выглядевшим похоже на верхнюю половину Flying V в сочетании с коренастым кривым низом. Она смотрелась так, будто кто-то захотел сделать Flying V, которая была бы удобной при игре сидя, при этом совершенно не принимая во внимание эстетические качества. Голова грифа выглядела, как будто обычная голова Gibson была сплющена и размазана, в итоге получилась еще одна уродливая форма. Как и в патенте на Explorer, в этом эскизе также фигурировали датчики, бридж и струнодержатель, но не было ручек, накладки и разметки грифа. Как станет ясно впоследствии, существуют веские доказательства того, что этот дизайн так и останется лишь в патентном эскизе, по крайней мере, по состоянию на данный момент. Трудно не согласиться с тем, что Gibson приняли верное решение.

Третий патент в этом пакете, состоявшим их трех патентов на «декоративный дизайн», за номером 181.867 был выдан на инструмент, ставший Flying V. Как в и остальных двух, грубый эскиз гитары спереди и сбоку был лишен некоторых деталей, однако на нем присутствовало кое-что другое – например, был явно виден характерный струнодержатель в форме буквы «V» – явно эта идея возникла на ранней стадии и перекочевала в дальнейшем на серийный инструмент.

После подачи заявок на патенты, следующим важным шагом для Gibson с их новым подходом к гитарному дизайну стала выставка NAMM 1957 года. Производители музыкальных инструментов часто показывали новые модели в ходе этой отраслевой выставки, проводимой ежегодной Национальной ассоциацией продавцов музыкальных инструментов. Все ведущие представители музыкальной индустрии принимали в ней участие, начиная от директоров магазинов и заканчивая производителями, делая ее наиважнейшим событием в отрасли. В 1957 году выставка проводилась в отеле Palmer House в Чикаго с 15 июля по 18 июля; продукция Gibson была выставлена под эгидой их материнской компании – Chicago Musical Instrument в комнатах 726-729. «Мы всегда принимали участие в отраслевых выставках», – говорит МакКарти. – «Различные компании снимали гостиничный номер или комнату в таких местах, как Palmer House, и посетители ходили из комнаты в комнату, смотря новинки».

Gibson вызвали шумиху на выставке 1957 года, когда они показали, как минимум, один прототип «модернистской» гитары. Это был ранний прототип модели Futura – именно это имя получила ранняя версия модели, впоследствии названной Explorer. Журнал «Piano Trade Magazine» в своем сентябрьском номере напечатал крохотную фотографию в обзоре выставки, которая является единственным доказательством этому. На ней изображен Кларенс Хавенга, менеджер по продажам Gibson, который смеется и сжимает в руках прототип гитары, стоя рядом с представителем сети магазинов «Lyon&Healy». На снимке не указаны имена этих двух людей. Хавенга держит гитару, очень похожую на макет, сделанный по патентному эскизу модели Futura/Explorer: на ней есть датчики, бридж и струнодержатель, но нет регуляторов; древесина корпуса (вероятно, корина) выглядит некрашеной, а на грифе стоит палисандровая накладка (в отличие от патента, на ней есть маркеры); голова грифа выполнена в форме буквы «V».

В чем-то это фото разочаровывает. Единственная другая гитара в кадре – одна из новых двухгрифовых моделей, также, вероятно, в виде прототипа (производство этой модели начнется не раньше, чем в следующем году). Что мы определенно не видим на этой фотографии – так это двух других запатентованных «модернистских» гитар. Возможно, мы никогда не узнаем наверняка, выставляли ли Gibson прототипы Flying V и Moderne на выставке NAMM в 1957 году. Однако я догадываюсь, что Flying V там была в том или ином виде. МакКарти говорил, что Gibson утверждали планы продаж на основе реакции посетителей выставки. «Мы привозили прототипы на выставку, показывали их, и смотрели, как реагируют дилеры», – пояснил он. – «Исходя из их реакции, когда мы возвращались на фабрику, продавцы говорили: «Эта модель будет хорошо продаваться, и вон та тоже, а вот с этой много не заработаешь». Вот так примерно мы определяли модельную линейку, можно сказать». Я почти уверен, что на выставке должны были быть Flying V, а также Futura/Explorer, хотя бы потому, что, как мы знаем, Gibson позднее приняли решение запустить эти две модели в серийное производство. Менее вероятным видится то, что на выставке была представлена модель Moderne, и, вероятно, потому, что Gibson уже тогда решили, что она является наименее впечатляющей из всех трех и не стали работать дальше над этим запатентованным дизайном.

Одна интригующая гитара, которая может пролить свет на эту часть истории – это ранняя версия Flying V, сделанная Gibson для того, чтобы один из производителей кейсов, чикагская компания Geib, могла разработать кейс для серийной модели. Этот ранний образец «всплыл» в 90-е годы и был продан как коллекционный раритет. Он отличается от серийной модели тем, что имеет черную накладку на корпусе и позолоченный логотип. На потенциометрах пробит 1957 год, отсюда возникает соблазн предположить, что именно этот прототип мог быть выставлен на NAMM 1957 года в Чикаго и впоследствии передан компании Geib. Однако это лишь только предположение.

Помимо заявок на регистрацию патентов и выставок, имеется еще одно публичное проявление обновленного подхода Gibson к дизайну своих гитар – это раздел в газете «Gibson Gazette», ноябрьский выпуск 1957 года, посвященный новым продуктам компании. «Верите ли вы в магию? Скорее всего, нет» – с таких слов начиналась статья. – «Мы раньше тоже относились скептически. Но инженеры и мастера Gibson выпустили линейку моделей, которая для нас представляет собой чистую магию». Газета поясняла, что Gibson представили «отличную серию новых инструментов и усилителей» на последней выставке NAMM, а теперь хотели бы показать эти «эпохальные» товары в газете, чтобы дилеры и музыканты, которые не присутствовали в Чикаго, смогли увидеть эти блестящие новинки своими глазами.

Flying V была единственной моделью из «модернистского» трио, фото которой было напечатано в ноябрьском номере газеты, что предполагало, что Gibson к тому моменту оценили реакцию посетителей NAMM и выделили именно Flying V как ту модель, которая в наибольшей степени привлекла внимание дилеров и гитаристов. После фото гитары статья в восторженных тонах продолжалась: «Русские запустили спутник, что, вероятно, привело Штаты в замешательство, но парни из Gibson тоже выпустили свою новинку – футуристичную гитару Flying V. Стреловидная, заостренная форма корпуса этой действительно прогрессивной модели будет реальным подспорьем для эстрадного исполнителя со склонностью к шоуменству». Это был пророческий комментарий, так как в этом мире экстравагантные хэви-металлические гитаристы – вне всякого сомнения «склонные к шоуменству» – появятся на свет и придут к славе лишь много лет спустя.

Рисунок Flying V в газете выглядел подозрительно рукотворным – как будто он был частично нарисован акварелью. Даже если опустить вопрос, так ли оно было на самом деле, то можно выявить некоторое число отличий от последующей серийной версии. Гитара была покрашена в темный цвет, вследствие чего некоторые считают, что, если этот образец существовал на самом деле, он был сделан махагони, а не из корины; у него на нижней кромке корпуса была сделана открытая прорезь, где впоследствии появится резиновая полоска; пятка грифа была длиннее и доходила до 14-го лада; накладка корпуса не заходила между датчиками; выходной разъем размещался на нижней «ноге» с внутренней стороны, а не на лицевой части этой «ноги»; не было переключателя датчиков; и выпуклый логотип Gibson был на удлиненной крышке анкера.

Газета вдобавок писала: «Стреловидная форма корпуса дает полный доступ ко всем ладам гитары… 22-ладовая палисандровая накладка грифа выступает всеми ладами за пределы корпуса. Модернистская защитная накладка корпуса и струнодержатель по форме повторяют корпус». В этой статье впервые используется слово «модернистский» применительно к гитарам Gibson. В конце статьи содержалась некоторая информация о внешнем виде Flying V, которая «будет представлена в натуральном цвете беленой корины». Это отсылает нас к беленому покрытию, которое Gibson использовали ранее в том же десятилетии для корпусов из махагони моделей Les Paul TV и Special. Вслед за статьей в «Gazette» одно отраслевое издание кратко прокомментировало новую гитару Gibson в своем декабрьском номере за 1957 год, где журналист заметил, что Flying V является «потрясающей новинкой от Gibson», созданной «в форме буквы «V»» и изготовленной из отборного качества корины».

Название «Flying V» придумал Сет Лавер, инженер по электронике на фабрике Gibson, который, как мы уже упоминали, создал хамбакер и, возможно, даже отвечал за весь облик модели. «Когда Сет увидел первый образец, он засмеялся и сказал: «Ну, похоже на летящую V»», - позднее вспоминал МакКарти, - «Ну мы и назвали ее «Flying V»».





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное