JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   Hofner
Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia   
Автор: Tony Bacon
Перевод: журнал Guitars Magazine


В конце 50-ых – начале 60-ых немецкие гитары Hofner обслуживали растущую армию молодых амбициозных британских знатоков трех аккордов. Правда, эта популярность в значительной степени объяснялась тем фактом, что хофнеровские гитары были доступны по цене, а не какими-то их особенными, только им присущими качествами.

В Hofner разглядели потенциал быстро растущего рынка электрогитар раньше многих своих конкурентов. Компания была основана в 80-ых гг. XIX века Карлом Хёфнером (Karl Hofner) в германском городе Шенбахе, и поначалу занималась выпуском скрипок, виолончелей и контрабасов. Гитары пошли в 1925 году, к тому времени в дело отца вошли сыновья Карла Йозеф и Вальтер, и их бизнес вырос в самый большой в окрестностях Шенбаха. После Второй мировой войны семья Хофнеров переехала в район Эрлангена, отошедший к Западной Германии и ставший родиной немалого числа производителей музыкальных инструментов. В 1949 году Hofner снова открыли производство, а два года спустя компания и ее фабрика переехали в Бубенрайт (Bubenreuth).

В начале 50-ых в линейке продававшихся в Германии инструментов появились акустические арк-топы, а на них вскоре стали ставить и навесные звукосниматели. Следующим шагом в 1954 году на немецкий рынок вышли электрогитары Hofner с встроенными звукоснимателями, эти тонкие, с небольшим корпусом с одним вырезом инструменты отражали растущую среди гитаристов и производителей гитар популярность гибсоновской модели Les Paul. Эти «Хофнеры» были на самом деле пустотелыми, но без резонаторных отверстий (эф), и как следствие, относительно легкими на вес.

Первые цельнокорпусные «Хофнеры» были выпущены в Германии в 1956 году, но они тоже были скорее semi-hollow, нежели чем действительно со сплошным корпусом. В то же время в каталоге фирмы появилась первая бас-гитара Hofner – 500/1, еще один инструмент с полым кузовом. Сегодня он известен как «скрипка-бас», или «битловский бас» - из-за того, что сам Пол Маккартни играл на таком басу в разные годы своей блестящей карьеры.

В 1953 году акустические арктопы Hofner впервые были ввезены в Великобританию известным импортером и дистрибутором музыкальных инструментов Selmer. Эта базировавшаяся в Лондоне компания начала продавать некоторые инструменты богатых линеек Hofner, и большинство моделей специально делались в соответствии с требованиями Selmer.

Вскоре Selmer осознали ценность поставок своих новых немецких партнеров. Дистрибуторы отказались от цифровых обозначений моделей, которые они заказывали для британского рынка, и стали давать им звучные имена, способные привлечь местных музыкантов. Так Selmer начнет предлагать такие модели, как Golden Hofner, Committee, President, Senator и Club, Verithin, Colorama и Galaxie.

Как уже говорилось, Hofner свои первые электрогитары со встроенными звукоснимателями выпустили на немецкий рынок в 1954 году, а в Великобритании они появились в 1955 году под названием Club 40 и Club 50. Это были небольшие, с одним вырезом инструменты с полым корпусом, но без эф, с очертаниями, напоминавшими Les Paul, с одним (Club 40) или двумя (Club 50) датчиками. В 1958 году компанию им составил более занятный Club 60 с декоративными маркерами ладов и грифовой накладкой из черного дерева с окантовкой. Недорогая линейка Club (28-50 фунтов, или примерно 45-80 долларов) быстро стала значимой для многих начинающих бит-групп, в том числе Fab Four, в которой потертый Club 40 терзал юный Джон Леннон.

Selmer очень угадали с предложением Hofner в Великобритании. В 50е Британия знакомилась с рок-н-роллом, но доступных электрогитар было мало – главным образом из-за запрета на импорт из США, который действовал с 1951 по 1959. Британские музыканты хорошо встретили разнообразие, качество и ценность инструментов Hofner, и эта марка вскоре заняла в Британии лидирующие позиции, на хофнеровских гитарах играли такие знаменитые артисты, как Берт Видон (Bert Weedon) и Томми Стили (Tommy Steele).

John Lennon

Появившийся в 1957 году электро-арктоп Committee был разработан в сотрудничестве с группой из шести ведущих британских исполнителей – Франка Денитца (Frank Deniz), Айка Исаака (Ike Isaacs), Джека Ллевеллина (Jack Llewellyn), Фредди Филлипса (Freddie Phillips), Роя Пламмера (Roy Plummer) и Берта Видона. Богато украшенный, великолепно выглядевший Committee отличался двумя датчиками, декоративными накладками головы грифа, арфоподобным струнодержателем, многослойными окантовками и шпоном узорчатого клена на обечайках и нижней деке (на ней еще были выгравированы изящные лилии). Как и у большинства полуакустических «Хофнеров», предлагалось два варианта окраски – sunburst и natural, или, как говорили в Selmer, brunette и blonde.

За Committee в линейке электроарктопов шли более аскетичные двухдатчиковый President и Senator с одним датчиком. Имидж «Президента» несколько оживляли точечные маркеры ладов и фирменный хофнеровский «шестипалый» струнодержатель Compensator.

В 1959 году был выпущен Golden Hofner, с большим отрывом самый роскошный «Хофнер», доходящий до пределов разумного в размерах, богатстве отделки и цене. Эта вершина линейки отличалась ручной работы кузовом, накладкой грифа из черного дерева, изящными вкладками и кантами и золоченой фурнитурой, в том числе струнодержателем в форме щита с гравировкой.

Изысканный «Золотой Хофнер» также имел инкрустированные лилии на задней деке в стиле Committee, и в рекламе в общем вполне заслуженно описывался как «шедевр гитарного совершенства».

Ко времени выпуска Golden Hofner в 1959 году каталог компании значительно расширился и включал широкое разнообразие моделей – большие арк-топы, «финлайны», более изящные полуакустики и набор цельнокорпусников. В Британии в дополнение к Golden Hofner Selmer продавали восемь предназначавшихся исключительно для местного рынка моделей: Committee, President, Senator, Club 40, Club 50, Club 60 и Colorama.

Colorama с корпусом single-cutaway впервые появилась в Британии в 1958 году, и выпускалась в двух вариантах – с одним или двумя звукоснимателями. Позднее различные варианты этой модели появлялись с корпусом c двумя симметричными вырезами (1960 г.), а потом и в дизайне offset cutaway в стиле Fender (c 1963 г.).

Успех «тонких» (thinline) электрогитар Gibson в этот период подтолкнул Hofner к выпуску «похудевших» вариантов своих арктоп-бестселлеров. Модель Verithin сообщала корпусу однородно тонкое поперечное сечение, а также кое-какие другие отчетливо гибсоновские элементы вроде симметричных вырезов и яркой красно-вишневой окраски. Этот стиль, а также характерные для Hofner того периода умеренные цены оказались очень популярны в Великобритании, и Verithin у считавших деньги британских бит-групп стала чем-то вроде классики.

Ritchie Blackmore

Рок-н-ролл пятидесятых в Британии уступал дорогу бит-музыке начала шестидесятых, а Hofner продолжали удерживать серьезную долю британского рынка электрогитар. Большая часть хофнеровских инструментов была рассчитана на начинающих или покупающих второй инструмент, и если гитары Hofner не могли сравниться с Fender и Gibson по качеству, они все же обладали своим особым характером, запоминающимся внешним видом и приличным звуком, и таким образом привлекали будущих знаменитых гитаристов на заре их увлечения музыкой – среди них Ричи Блэкмор, Джо Браун, Дэвид Гилмор, Рой Вуд.

Вторая линейка цельнокорпусников Hofner для британского рынка появилась в 1963 году, это была серия Galaxie, вдохновленная Стратокастером. Эти инструменты в духе моды того времени были украшены переключателями со скользящей кнопкой и дисковыми ручками управления.

В 60-ые продажи гитар Hofner в Великобритании достигли своего пика, но развитие рок-музыки в конце десятилетия привело к уменьшению популярности инструментов компании на британском рынке из-за роста конкуренции во всех ценовых категориях. Hofner, казалось, не слишком стремились идти в ногу со временем, а как всегда серьезный японский вызов и «эра копий» 70х гг. лишь усилили давление.

По иронии судьбы, инструменты Hofner конца 70-ых – середины 80-ых лучше качеством, чем более ранние гитары, но привлекли гораздо меньше внимания.

С потерями пройдя 80-ые и 90-ые, Hofner добрались до нового столетия с продажами, ограничивающимися в основном нестареющими «битловскими» басами. Компания запустила ряд новых моделей, часть из которых отражали изменчивые модные направления, другие основывались на прежней славе. Но сегодня для британского коллекционера гитар в определенном возрасте наиболее ценны именно хофнеровские электроарктопы, предназначавшиеся только для Британии и сделанные в период с 1957 по 1965 гг. – в основном из-за их внешнего вида и ассоциаций с определенными исполнителями, но также и по причине обыкновенной ностальгии по тем временам.

David Gilmour




Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное