JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   Danelectro
Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia   
Автор: Tony Bacon
Перевод: журнал Guitars Magazine


Наверное, никакие другие подобные скромные инструменты не заслужили такого почтения, как гитары Danelectro 1950-ых и 60-ых годов, увековеченные благодаря ассоциациям с фирменными каталогами «товары - почтой» Sears и Roebuck.

В эпоху до японских и других бюджетных конкурентов Danelectro – или просто «Даносы», как их называли – были первыми гитарами послевоенного поколения бэби-бумеров. Говорят, что именно Danelectro сподвигла Джерри Гарсия на путь к грядущей славе, но благодаря своему особенному звуку, привлекавшему и профессиональных музыкантов, эти гитары проложили себе дорогу также и в студии. Danelectro можно слышать на записях от «Sugar, Sugar» группы The Archies до «I’m A Believer» Monkees и «Sound of Silence» Саймона и Гарфанкеля. На этих инструментах играли такие разные артисты, как Джими Хендрикс, Джимми Пэйдж и Los Lobos.

Jimi Hendrix

Основал компанию Danelectro Натан И. Дэниэл (Nathan Daniel). Он начал свою карьеру в 1933 году с изготовления усилителей для нью-йоркского универмага. На следующий год сотрудник Epiphone Херб Саншайн взял Дэниэла на работу делать первые эпифоновские усилители Electar. Дэниэл будет снабжать Epiphone разного рода продукцией до 1942 года.

Danelectro была основана в 1946 году и начала поставлять усилители для торговавшей по почте фирме Montgomery Ward в 1947 году, а для Sears в 1948 г. В 1954 году Danelectro расширила ассортимент своей продукции за счет цельнокорпусных гитар, выпустив модели под собственной маркой. В том же году гитары Silvertone от Danelectro в осеннем каталоге Sears заменили инструменты, поставлявшиеся этой фирме компанией Harmony. Эти Cильвертоны были небольшими, формы Les Paul гитарами с одним или двумя датчиками-синглами, спрятанными под меламиновым пикгардом. Гитары под маркой собственно Danelectro были покрыты винилом «белый твид» и отличались широкими «колоколообразными» головами грифа, а схожие Silvertone шли в коричневом виниле и увенчивались такими же широкими головами в форме «бутылки Колы». Большинство Danelectro того времени снабжались простым металлическим бриджем-струнодержателем с подвижным порожком из красного дерева.

1954 Danelectro Silvertone Model 1357

В 1955 году появилась Model C «арахис» имбирного цвета с головой «бутылка Колы». Пикгард уменьшился в размерах, а датчики теперь были открыты, сначала их оборачивали коричневой виниловой лентой, потом делали без крышки, а затем с хромированной крышкой в форме «губной помады» - их действительно покупали у производителя тюбиков для губной помады.

1955 Danelectro Silvertone Model C

В 1956 году на смену модели С пришли похожие U-1 и U-2, главным отличием было то, что выпускали их в разнообразных расцветках (черные, медно-красные, ярко-синие royal blue, кораллово-красные, surf green и т.д.). Новинкой Danelectro стал шестиструнный бас, появившийся под видом уменьшенной гитары UB-2 где-то в 1956 году. Это действительно была гитара, но настраивавшаяся на октаву ниже обычной. Шестиструнные «Дано-басы» тоже стали появляться на записях, в том числе таких в жемчужинах данэлектровского тванга, как вещь Дуэйна Эдди «Because They’re Young». В 1957 году добавилась обычная U-3 с тремя датчиками, и в тот же год серия U Danelectro шла также и под маркой Silvertone. Но к концу 50-ых гг. линейка Silvertone была сокращена до всего лишь нескольких моделей Danelectro, а на замену ей пришли гитары от Harmony или Kay. У односингловой Silvertone U появилось новое, тонкое перо в форме тела дельфина с шестью колками в ряд. Этот стиль сохраниться в Danelectro до 1961 года.

1958 Danelectro Silvertone UB-2

1956 Danelectro U2

В 1958 году Danelectro перевели фабрику гитар и усилителей в новые помещения в Нептуне, штат Нью-Джерси. Именно в это время компания начала выпускать свои легендарные полуакустические (semi-hollowbody) гитары, Standard (c одним или двумя звукоснимателями и головой «бутылка Коки»), Deluxe (с двумя или тремя датчиками) и экзотично названную Hand Vibrato (с головой формы «утиная лапка» и вибрато).

1960 Danelectro Standard Model 5025
1960 Danelectro Model 4021 Hand-Vibrato

Эти инструменты известны как «мелкорогие Данэлектро» - из-за их широко разнесенных вырезов, выступы («рога») которых короче, чем у последующих «длиннорогих» моделей. Топ и низ у них делали из ламинированного мазонита (древесно-волокнистой плиты), сажавшегося на каркас из тополя или сосны; боковины затягивали винилом. Такие гитары будут типичны для линейки Danelectro вплоть до 1966 года, но до этого в 1959 году появилось три других «Даноса». Это были «мелкорогая» гитара-бас с двумя грифами в окраске золотисто-коричневый санбёрст, демонстрировавший текстуру древесины полый Convertible, выпускавшийся как со звукоснимателем, так и без него, и золотисто-бронзовый санбёрст Long Horn Bass в форме лиры с вытянутыми «рогами».

Danelectro Convertible

Danelectro Long Horn

В 1958 году с Danelectro начал сотрудничать студийный гитарист Винни Белл, и в 1961 году вышла модель Bellzouki, которую он помогал разрабатывать. Это была электрическая 12-струнка – в то время существовало всего несколько таких серийных моделей. Корпус у нее напоминал греческую гитару-бузуку, отсюда и название. Вариант с одним датчикам выходил в форме «слезы», а у двухдатчикового было четыре дополнительных выступа. Оба варианта имели пикгард-«усы» под струнами и голову грифа типа «утиная лапка».

Тем временем единственной Danelectro, предлагавшейся Sears в 1962 году, стала новая гитара в кейсе с усилителем, с одним датчиком-синглом и коротким рогом, из черных металлических пластин. Блестящая в своей простоте идея состояла в том, чтобы, встроив в гитарный кейс трехваттный усилитель с шестидюймовым спикером, снабдить гитариста переносным аппаратом. В 1963 году добавилась двухдатчиковая версия цвета red sunburst, выпускавшаяся с оглушительным пяти-ваттным усилителем с 8-дюймовым динамиком и тремоло. Голова грифа с колками в ряд выглядела на этот раз как большой разделочный нож для мяса. В 1967 году гитары с усилителем в кейсе изменились и стали напоминать по стилю Fender Jaguar.

В 1963 году Danelectro выпустили небольшую цельнокорпусную Pro 1 с асимметричным, угловатым корпусом, выглядевшую как дешевая версия Guild Thunderbird. Однако на этой гитаре было установлено сконструированное Натом Дэниэлом устройство изменения наклона грифа. Следом появилась экзотическая Guitarlin, отличавшаяся длинными «рогами» на корпусе в виде лиры и грифом, насчитывавшем ни больше ни меньше 31 лад. В 1966 году Danelectro купил гигант индустрии развлечений MCA, и хотя Дэниэл остался в руководстве, в ней произошли большие изменения. Наряду с гитарами марки Danelectro новый собственник запустит новый брэнд Coral, по названию одного из рекорд-лейблов MCA, и эти инструменты тоже будут делать на фабрике Danelectro.

1964 Danelectro Pro 1

Модели 1967 года Danelectro Slimline выпускались с полужестким (semi-hollow) корпусом в стиле Fender Jaguar, характерными виниловыми накладками по бокам, приземистой головой как у Страта, двумя или тремя звукоснимателями и с вибрато (или без него). Предлагалась также и 12-струнная версия. Примерно такой же была и линейка Hawk, с двумя или тремя датчиками, но без виниловых накладок.

1968 Danelectro Slimline 12-String

1967 Danelectro Hawk

1967 Danelectro Dane

Похожей на Slimline была и Dane Series 1967 года, разделявшаяся на четыре подгруппы: A (один или два звукоснимателя), В (два или три звукоснимателя), С (кракелированный двуцветный «крокодиловый» лак) и D («крокодиловый» лак плюс делюкс-пикгард искристого пластика и контрольной панелью под хром). Наконец, в 1967 году дебютировала новая для марки Danelectro модель Electric Sitar – инструмент с одним датчиком, округлым корпусом под индийский ситар и соответствующей головой грифа.

К 1968 году спрос на гитары упал и в 1969 году MCA закрыли данэлектровскую фабрику. Гитарный мастер Дэн Армстронг приобрел часть остатков и в 1969 году продал их со своими звукоснимателями как Dan Armstrong Modified Danelectros. Впоследствии некоторые модели Danelectro станут культовыми коллекционными предметами, особенно после того как с такими инструментами засветятся музыканты статуса Джимми Пейджа. Пейдж часто будет брать для игры слайдом Standard с коротким рогом, используя яркий, резкий звук его датчиков простой, но эффективной конструкции.

Нат Дэниэл умер в 1994 году. В 1995 году Evets Corporation приобрела права на название Danelectro, в 1997 году выпустила линейку педальных эффектов, за которыми в 1998 году последовали гитары. Новые «Данэлектро» по внешнему виду и конструкции напоминали винтажные модели, с воспроизведенными датчиками-«помадками» и похожей фурнитурой, хотя в 1999 году линейка стала расширяться за счет ретро-лаков с искрой и новой схемотехники. Появился и ряд новых дизайнов, таких как Hodad (1999) или Mod (2000), соответствующих если не букве, то духу легенды, каковой является Danelectro.

Danelectro Hodad

Danelectro Mod




Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное