JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Flying V. Explorer. Firebird.
Причудливая история необычных электрогитар Gibson
Автор - Тони Бэкон. Перевод - Илья Шлыков для jimi.ru.

Часть 1. Ранние годы.

Калифорния, 1965 год. Владелец музыкального магазина поворачивает ключ и, открыв дверь, пускает внутрь знаменитого посетителя, который ждал его прихода снаружи, чтобы купить новую гитару взамен украденной. Дэйв Дэвис из The Kinks быстро подходит к стойке с гитарами. Он берет SG и подключает ее. Он выкручивает громкость и задирает нос. Потом берет Страт, пробует его и заявляет, что он слишком красивый. «А тут у нас что?» - говорит он, указывая на старый коричневый кейс. Потаскав гитары и поворчав еще немного, они, наконец, открывают кейс и видят там совершенно другую гитару. Дэйв надевает ее на себя, пытается приноровиться к ней, затем просовывает руку в вырез на корпусе и врезает вступление к «All Day And All Of The Night». Он кивает своему помощнику, который начинает отсчитывать 20-доларовые купюры, остановившись, когда продавец говорит ему, что 200$ будет достаточно. Все счастливы: владелец магазина продал гитару, которая висела у него несколько лет, помощник может вернуться пораньше к началу саундчека, а у Дэйва теперь есть настоящий Gibson, которого он никогда прежде не видел. Старая Flying V наконец-то получила достойное признание.

Как только любой рассказ об истории компании Gibson доходит до 1958 года, он сразу как будто разворачивается на весь экран. В этом эпохальном году у продавцов компании появилась широкая линейка новых замечательных моделей, о которых можно было кричать на каждом углу. Это были радикальной формы цельнокорпусные Explorer и Flying V, Les Paul в новом цвете «sunburst», революционные полуакустические ES-335 и ES-355, Les Paul Junior и Special с новым «двурогим» корпусом, а также первые двухгрифовые электрогитары компании. В большей или меньшей степени, все они в последующие годы перешли в разряд классики, а в наше время некоторые из них считаются самыми почитаемыми электрогитарами в истории.

Наиболее неожиданными диковинами среди новой модельной линейки гитар Gibson 1958 года стали Explorer и Flying V. В наше время почти невозможно представить, до какой степени эти гитары привели в замешательство гитарных мастеров и музыкантов. Всегда существовало неписанное правило: корпус гитары должен иметь традиционную форму. После появления этих двух новых моделей, казалось, не осталось ничего невозможного. И, как мы узнаем впоследствии, они сподвигли новое поколение мастеров на достижение новых вершин изобретательности и креативности. Кое-кто из музыкантов также постепенно открыл для себя их своеобразный шарм.

До появления Gibson Flying V и Explorer в 1958 году, гитару имели характерные скругленные обводы корпуса с верхней и нижней «округлостями» и «талией» посередине. Это была классическая симметричная форма, которая привела к возникновению клише, что гитара напоминает женское тело. Инструмент имел эту форму многие годы, начиная с самого появления в давние времена. Каждая гитара в большей или меньшей степени копировала этот шаблон.

Gibson тоже послушно копировали классический шаблон. Орвилль Г. Гибсон, родившийся в 1856 году на севере штата Нью-Йорк около канадской границы, в 1880-е начал делать струнные музыкальные инструменты в городке Каламазу, штат Мичиган. Примерно к 1895-му году он уже был вполне известным производителем музыкальных инструментов. В вопросах гитарных форм Орвилль, безусловно, следовал каноничному шаблону, но при этом он предпринял довольно свежий и необычный подход при создании мандолин и гитар с овальным резонаторным отверстием. Вместо традиционного метода нагревания и гибки, он вручную вырезал верхние и нижние деки и вырезал обечайки из цельных кусков дерева. Также необычным было то, что не использовал внутренние пружины, что, по его мнению, отрицательно влияло на звук. Орвилль также понимал важность внешнего облика инструмента и зачастую украшал корпуса красиво инкрустированными накладками и характерным логотипом на голове грифа, состоявшим из звезды и полумесяца.

В 1902 году он вместе с группой других предпринимателей основал компанию «Gibson Mandolin-Guitar Manufacturing», и продукция этой новой компании состояла из вполне типичного для первых десятилетий 20-го века ассортимента ладовых струнных инструментов. Наиболее популярным инструментом была мандолина, и компания Gibson вскоре стала одним из самых признанных производителей мандолин, в основном, благодаря знаменитой модели F-5, выпущенной в 1922 году.

Орвилль покинул компанию в 1903 году. В течение последующих лет он получал регулярные отчисления, а затем ежемесячные выплаты вплоть до самой его смерти в 1918 году. Годом ранее компания переехала в новое здание на Парсонс-стрит в Каламазу, в котором она находилась вплоть до 1984 года. Когда Орвилль ушел из компании, руководство и работники постепенно изменили оригинальные конструкции инструментов с целью сделать производство более эффективным, а также улучшить сами инструменты. Обечайки, которые Орвилль выпиливал из цельных кусков, были заменены традиционными, выгнутыми с нагревом, а его инкрустированным встроенным накладкам пришли на смену приподнятые панельки, разработанные сотрудником Gibson Льюисом Уильямсом (эта конструкция до сих пор используется многими производителями гитар с гнутой верхней декой).

На протяжении конца 20-х и 30-х годов популярность гитары все возрастала, и производители пытались всеми возможными способами продемонстрировать свою изобретательность и инновационность. Gibson внедрили больше всего новшеств – включая изобретенный Тедом МакХью регулируемый анкер, предназначенный для усиления грифа, а также кое-что еще, что присутствует в обязательном порядке на большей части современных гитар. Благодаря креативности и одаренности некоторых своих работников (например, Ллойда Лоара), Gibson создали модели, ставшие вехами в их собственной истории, в том числе созданную Лоаром в начале 20-х годов гитару L-5. У этой модели также был традиционный «приталенный» корпус, однако в новинку были два резонаторных отверстия в верхней деке в форме буквы «F», ныне называемые просто «эфами». Музыканты брали эту модель и ее собратьев и использовали их в самых разнообразных музыкальных жанрах, самым притягательным из которых был так называемый «салонный джаз», характерным примером которого являются работы Эдди Лэнга.

По мере того, как музыкантам требовалось все более громкое звучание, Gibson исполнительно увеличивали размеры, сохраняя при этом классические очертания своих акустических инструментов, включая большой «арчтоп» Super 400 1934 года или выпущенную десятилетием позже серию «джамбо» с плоским верхом. Примерно в это же время Gibson выпустили в продажу свои первые электрические гитары – электрическую гавайскую стил-гитару E-150 с алюминиевым корпусом и, годом позже, EH-150, а также первый электрический «арчтоп» от Gibson – ES-150 с полым корпусом и «эфами». Это ознаменовало собой появление серии гитар ES, выпускавшейся долгие годы (ES – от “Electric Spanish”, «электрическая испанская гитара»).

Gibson приостановили выпуск гитар в 1942 году со вступлением Америки во Вторую Мировую войну. Когда производство музыкальных инструментов начало постепенно возобновляться после войны, руководство компании пришло к заключению, что электрические гитары должны сыграть важную роль в делах компании. В 1944 году контролирующий пакет акций Gibson выкупила компания Chicago Musical Instrument (CMI). Производство осталось на старой фабрике в Каламазу – где-то на полпути между Чикаго и Детройтом, а отдел продаж и административный персонал переехали в новый головной офис CMI в Чикаго.

Gibson впервые внесли изменения в традиционный внешний вид своих моделей, выпустив новую серию с вырезом в корпусе. Прогрессивные гитаристы высоко оценили потенциал выреза и стали осваивать ранее пылившиеся верхние лады. Стали появляться новые «арчтопы», в том числе новая модель ES-175, выпущенная в 149 году, которая стала первой электрогитарой Gibson с остроконечным вырезом и верхней декой, сделанной из спрессованных нескольких слоев дерева. Модель 175 стала определенным событием в руках джазовых гитаристов, включая Джима Холла, Джо Пасса и, позднее, Пэта Метени.

В 1951 году Gibson выпустили модели Super 400CES и L-5CES, самые серьезные свои электрогитары с вырезом на тот момент. Первоначально обе модели комплектовались парой стандартных синглов Gibson P-90, однако в 1954 году на них стали устанавливать более мощные звукосниматели с магнитами из алнико. Модель Super 400 привлекла внимание блюзмена Роббена Форда, кантри-музыкантов Хэнка Томпсона и Мерла Трэвиса, рок-н-ролльщика Скотти мура, а также джазменов, включая Джорджа Бенсона и Кенни Баррелла. L-5 также собрала свою армию поклонников, в том числе джазового гитариста Уэса Монтгомери и кантри-джазмена Хэнка Гарланда.

В марте 1948 года в Gibson пришел Тед Маккарти, перешедший из компании Wurlitzer – производителя музыкальных инструментов и владельца розничной сети музыкальных магазинов, где он работал с 1936 года и занимал должность менеджера. Маккарти планировал начать новую карьеру в качестве помощника казначея в кондитерской компании Brach, но от Мориса Берлина из CMI поступило новое предложение. Берлин разглядел в Маккарти опытного и способного управленца в музыкальном бизнесе и назначил его главным управляющим Gibson. Два года спустя, в 1950 году, Берлин вознес 40-летнего Маккарти на самую вершину и повысил его до президента Gibson.

Gibson испытывали сложности в послевоенные годы с возвращением к полномасштабному производству гитар, и одной из первых задач Маккарти на посту руководителя было вернуть фабрику к эффективной работе, улучшить коммуникацию внутри компании и обновить систему производства. «У них были руководители в каждом цеху, но никто ни за что не отвечал», - говорит Маккарти. – «Нельзя так управлять заводом. Поэтому я назначил человека по имени Джон Хьюс, который проработал на Gibson множество лет. В то время он был начальником покрасочного цеха, и я сделал его контролером, и мы работали вместе с ним. Мы решили, что каждый день мы будем проходить по фабрике и находить какую-либо операцию, которую можно улучшить».

Руководство всех крупных производителей в США, включая Gibson, регулярно сравнивают свои новые модели с моделями конкурентов. Обычно это попросту делается через сбор информации на открытых стендах конкурентов на различных музыкальных выставках или путем изучения рекламы или же информационных статей в профильных изданиях. Но на заре нового десятилетия появилось кое-что, что ознаменовало собой начало совершенно нового подхода.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное