JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   Простой сложный мир   
Слышать друг друга
Думал - Сергей Тынку

С годами ты привыкаешь к мысли, что все люди абсолютно разные, они своим внутренним миром очень часто не похожи на тебя и, более того, если их тот другой внутренний мир не настроен к тебе враждебно, то эти различия прекрасны, поскольку делают наш мир более цветным, наполненным и интересным. Ей богу, это намного лучше, чем если бы все выглядели как близнецы, болели за Спартак, слушали Led Zeppelin, пили Guinness, играли на телекастерах и любили котов британской породы. Мир обязан быть разным и в этом его кайф. Хотя возможно в КНДР могут с этим не согласиться.

Во вселенной, где я существую большую часть своей жизни, одним из главных источников деятельности и существования человека является его слух. Обычно про этот самый слух никто из моих знакомых особо не рассуждает, ограничиваясь эпитетами "хороший слух", "плохой слух", "средний слух". Регулярно общаясь (и споря до посинения) с людьми на тему звучания того или иного прибора или музыканта, приходишь к выводу, что определения "хороший плохой средний" недостаточны для описания впечатлений о слухе человека (себя и других людей). Все намного навороченнее и разнообразнее. И из-за этой разности в слухе часто и случается разное восприятие звуковой картины мира тем или иным человеком.

Начнем с громкости. Все люди воспринимают её по разному. Будем честны, то, что для одного человека является тихим, для другого может быть весьма и весьма громким. И, наоборот. И при этом ваше восприятие громкости совсем необязательно связано с какими-то остальными параметрами слуха. Я, например, почти в ю жизнь провел в метро, начав пользоваться им в режиме "минимум пять дней в неделю" аж с восьми лет. Метро для меня дом родной. Но если бы вы знали, какая это пытка - слышать музыку из чужих наушников. А как правило таких наушников несколько. В такие моменты в моей голове реально пробуждаются недобрые агрессивные мысли по отношению в носителям подобных наушников. У меня есть знакомые, которые посмеиваются над людьми, выходящими из дома с громадными закрытыми наушниками в пол-головы. А я очень люблю и уважаю таких людей. Потому что их музыка мне не слышна.

Обладание хорошим острым слухом по части громкости несет как плюсы так и минусы. С одной стороны, то, как я слушаю дома музыку и то, как играю на гитаре практически никогда не приносит проблем окружающим (семье или соседям). Моя малая громкость использования звукового оборудования никогда не доставляла никому проблем. Другое дело, что мне часто бывает некомфортно в компании людей, которые слушают или играют громко. А про рок-концерты и говорить нечего. Сделать бы там везде потише ради того, чтобы все лучше слышать - увы, напрасные мечты. Но и помимо музыки, мне не всегда бывает удобным находиться в помещении. Часто сквозь стены квартиры или гостиничного номера ты слышишь диалоги людей, звуки животных, детский плач, шаги, кашель, смех, телефон, телевизор, секс и прочие атрибуты жизнедеятельности.

То, что ты хорошо слышишь, это не значит, что ты хорошо слышишь весь спектр частот. Очень многие люди по разному воспринимают тот или иной частотный диапазон. B.B.King, например, говорил в интервью, что очень плохо слышит то, что происходит на шестой струне, поскольку с низами у его слуха плохо. Возможно, поэтому саунд у него такой мягкий и я бы назвал его низастым. Он просто всегда подкручивал себе низов побольше, чтобы слышать их (да?). Опять таки Владимир Холстинин из группы "Ария" говорил мне, что у него в результате его музыкальной сценической деятельности имеется профессиональная травма - он не слышит определенный диапазон частот. О подобных вещах со слухом я знаю от многих знакомых работников звуковых сфер.

Поэтому когда мы говорим о хорошем звучании той или иной вещи, например, педали дисторшен или целой гитары, надо понимать, что те или иные вещи мы слышим по-разному. Все попадающее в наши головы обрабатывается тем или иным эквалайзером, в котором какие-то частоты убавляются, а какие-то, наоборот, добавляются. Ясное дело, что при таком раскладе сложно найти общий язык с человеком, который не слышит какой-то приятный или неприятный звуковой спектр, который слышишь ты в, например, звукоснимателе. У вас всегда будут разные представления о прекрасном.

Мне вот всегда не хватает низов. Я предпочитаю слушать музыку исключительно с сабвуфером, где низы стоят на максимуме. А когда мои друзья типа Бочарова или Севы играют у меня дома, то им всегда не достает верхов, они называют мой звук глухим и мрачным. Обычно, мои настройки усилителя для дисторшена такие: низы - на максимум, середина - чуть меньше половины, высокие - чуть больше половины, презенс - на четверть. Более того, я очень часто играю чужие вещи, транспонировав их на октаву, а то и две ниже, превращая мелодии в риффы. В общем, вылезать за 12-ый лад первой струны - это явно не мое. И в примочке октавера я всегда выставлю октаву вниз, но никогда вверх. Странно, что я при этом не басист. Хотя я уверен, что люди, выбирая инструмент для игры часто руководствуются своим внутренним эквалайзером. Я бы никогда не смог играть на скрипке. Мое естество восстало бы. Другое дело виолончель. Это, кстати, и по моей коллекции записей заметно. Виолончели там раз в сто больше нежели скрипки. И если слушать оперное пение, чего я крайне сильно не люблю, то конечно, высокие голоса - это натуральная пытка. В отличие от понятно каких.

Совершенно независимым от рассмотренных выше категорий свойством организма является музыкальный слух. В моем представлении это способность слышать ноты (при этом даже необязательно зная их). Кто-то запросто различает восьмые части тона, а для кого-то и полутон не всегда очевиден. Соответственно когда люди (помимо всего остального типа частот) еще и слышат разное число (в плане высоты) нот в одной и той же музыке, то, конечно они воспринимают ее по разному.

В этом плане я могу рассказать про один интересный эффект развития музыкального слуха. Очень большое количество рок-музыки, которую я мог слушать лет 20 назад, сейчас мне слушать намного сложнее. Потому что я стал слышать в "с юности знакомых песнях" много нестроевича, когда инструменты в миксе настроены неидеально относительно друг друга. Раньше я этого не слышал, а сейчас мои уши автоматически начинает корежить. Или вот кривые бенды, непопадающие в ноты - они тоже доставляют неприятных моментов. И это при том, что по музыкальности я бы оценил свой слух примерно на 4 балла из 10. Представляю как страдают люди с идеальным слухом. Для них количество нормально звучащей музыки, если мы говорим о роке, еще меньше. А уж если говорить о бардовской песне или дворовой гитаре, то ведь там просто караул.

Независимо от того, насколько у вас хорошо развит музыкальный слух, у каждого из нас внутри головы стоит процессор, который отвечает за объемы и скорость обработки информации. Даже когда вы с кем-то просто говорите, может так случится, что вас начнут хуже понимать, при увеличении темпа речи. И это даже при том, что в разговоре вам обычно всё равно на каких нотах и с какими частотами с вами говорят. Мне кажется, что этот внутренний слуховой процессор влияет на наше восприятие музыки - ее темп и количество голосов не все воспринимают одинаково. В конце концов это же просто количество звуков за единицу времени. Поэтому в зависимости от мощности внутреннего слухового процессора все люди слышат по разному. И то, что для одного будет мутной кашей, для другого невероятно стройная и светлая картина, идеальная по части пропорций. И дело тут не только в слухе. И я уверен, что Ингви Малмстин, играя на приличной скорости под оркестр из полусотни человек слышит себя и все эти голоса в оркестре совсем иначе нежели большая часть других людей с таким же музыкальным слухом как у Ингви, но с менее мощным процессором.

Помимо частот, громкости и нот, в звуке есть еще такие вещи как тембральная окраска. Ну я это так называю, без претензий на точность терминов. То есть характеристики, не имеющие отношения к частотам и нотам. И ведь люди их тоже слышат по разному. Человеческое ухо и все, что с ним связано - это ведь живой орган и поэтому он в любом случае уникален. Также как у всех людей разные отпечатки и длина пальцев, также и слух устроен очень по разному. Все слышат разное и по разному. В этом легко убедиться, просто сказав простую фразу разным людям. Например, сообщите о планах купить еще одну гитару своей жене и своему другу. Могу поспорить, что жена услышит что-то типа "я хочу ограбить бюджет семьи", а друг что-то вроде "скоро появится повод обмыть прекрасную покупку".

В связи со всем высказанным споры о хорошем или плохом звуке, или такая идиотская вещь как аудиофилия с ее правилами, постулатами и эталонами выглядит также нелепо как попытка создать идеальные очки для всех людей с дефектами зрения. Ясное дело, эта затея обречена на провал и через эти очки мы все увидим очень разную картину мира. Все звучит по разному и люди, ответственные за создание звука создают нам очень разные звуковые полотна. Наверное, и в живописи точно также. А уж в футболе голы и подавно забивают разными способами.

Осознание того, что все люди слышат по разному сделало меня намного более терпимым и добрым. Я перестал считать дебилами тех, кто не слышит того, что слышу я, и уродами тех, кто утверждает, что слышит больше, чем я. В мир пришли равновесие и покой. Все люди (даже болелы Зенита) в итоге оказались хорошими, просто они любят разное пиво. И если я предпочитаю Guinness, то это не значит, что он лучше всего на свете и вам всем тоже нужно его любить. Такие простые вечные истины. Почему мы обычно так далеки от этого всего?

Мне кажется нетерпимость закладывается в детстве. И в этом виноваты родители. Они изначально не дают тебе глупому свободы, потому что хотят вылепить из тебя кого-то конкретного и определенного. Они вкладывают в тебя понятие хорошо и плохо, правильно и неправильно. Таким образом после детства у тебя остается представление о неких правилах, которым должны соответствовать нормальные люди - воровать плохо, а читать - хорошо. Конечно, многие конкретные правила потом ломаются и меняются, но при этом сама установка на то, что есть правильное и есть неправильное сохраняется в голове навсегда. Людям сложно допустить одновременную правильность противоположностей. Они до сих пор спорят кто лучше - кошки или собаки, мужчины или женщины, хоккей или футбол.

Не так давно, я выбирал себе новые наушники, при этом ничего в них не понимая, но все таки стараясь быть логичным и осмысленным (а это нелегко). При этом совсем не хотелось тратить уйму времени, тщательно изучать рынок, слушать море моделей и читать кучу умных статей как это делают нормальные люди. Но мне хватает возни с гитарной ерундой выше крыши. Поэтому по наушникам хотелось, чтобы это был серьезный известный бренд и чтобы это была модель с профессионального рынка, а не хай-фай аудио. Не смотря на то, что я очень далек от клубно-танцевально-диджейской музыки, было решено, что это должны быть именно диджейские наушники, поскольку хотелось максимальной изоляции от внешнего мира. У моей жены есть самые дешевые диджейские для того, чтобы она могла играть в них на своем электропианино, и я не нашел в их звучании ничего именно диджейского.

Мой метал всегда со мной! (фото - Тынку)

В итоге я взял Sennheiser HD7 DJ, которые позиционируются как профессиональные диджейские, сильно изолированные от внешнего мира, и, разумеется, с упором на низы. Сказать, что они хорошо звучат? И это после всех моих рассуждений о звуке? Да идите вы к чёрту! Я не самоубийца и не хочу погружаться в битвы на тему того, что вы со своим слухом считаете хорошим. Мне проще одеть свои наушники не слышать вас. Конечно, у них прекрасный звук и он мне очень нравится. “то главное, что может быть в наушниках, чтобы они радовали именно вас и ваши уши, а не одного из миллионов экспертов с каким-то своим слухом, который на записи не позволит ему хотя бы отличить бриджевый датчик от некового.

Помимо звука, меня устраивает как Sennheiser HD7 DJ висят на башке, как облегают мои уши, как смотрятся, как настраиваются по части сложились/разложились, повернулись/развернулись. Они выглядят как очень прочные, и описываются производителем примерно также. Для меня и моего стиля жизни это очень важно, поэтому я надеюсь, что наушники продержатся максимально долго как бы жестко я их не использовал. А жизнь у них будет непростая. Но веселая. И это главное. Чтобы весело. И под музыку. Правильную музыку. С низами. Как я люблю.

Я весь в музыке и вас не слышу (фото - Тынку)





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное