JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Чтиво для адекватов     
Книги о Led Zeppelin
Листал страницы - Сергей Тынку

Если говорить о книгах про группу Led Zeppelin, то в русскоязычном варианте, изданном на бумаге, я читал всего три таких издания. Но при этом достаточно знаменитые. Поделюсь своими мыслями.

Сначала про “Молот Богов” и “Лестницу в небе”. Не вижу смысла советовать читать их обе, поскольку первая из них написана журналистом на основе рассказов Ричарда Коула, а вторая написана чуть позже самим Ричардом Коулом, который посчитал, что в “Молоте Богов” журналист многое извратил, не так понял и вообще добавил отсебятины. В принципе обе книги весьма похожи, однако Коуловская, если так можно сказать, веселее, отвязнее, полнее и в ней больше натуральности.

Чтобы вам было понятно, скажу пару слов о Ричарде. Это концертный менеджер группы Led Zeppelin, который помимо обеспечения нормального гастрольного тура занимался еще многими интересными делами. Поставлял музыкантам наркоту, бухло и девочек. Участвовал с ними в употреблении всего этого. Обеспечивал охрану (как сам, так и с помощью нанятого народа). Дружил, тусил, помогал и, в общем, жил всей этой цеппелиновской жизнью. Кому как не ему знать как на самом деле все происходило? Для многих людей которые имели дела с группой, Коул был криминальным типом с замашками хулигана и откровенным любителем помахать кулаками.

Участникам группы не понравились эти книги. Суть их претензий проста: во-первых, в словах Коула очень много неточностей по части фактов, во-вторых, Коул рассказал много того, чего не стоит рассказывать - того, что группа всю жизнь пыталась скрыть от журналистов и публики. Можно сказать предал товарищей. Цеппелины с ним вроде как даже перестали общаться после этих книжных дел, поливая во всех интервью.

По одной из версий, Коул очень крепко сидя на наркоте наговорил кучу всего откровенного автору первой книги исключительно чтобы получить бабла на новые дозы. А потом когда зависимость продолжала держать его в ежовых руковицах, то решил еще немного заработать на жаренных фактах. Сам Ричард не скрывает того, что был очень тесно связан с разного рода допингами.

Книги эти вышли достаточно давно (одна в 1985, а вторая в 1992), и когда их читаешь в наше время, то не понимаешь, чего в них такого невероятного, что могло расстроить музыкантов? Обычная рокенрольная жизнь, с которой и ассоциируются рок-музыканты по всему миру. Про море групп выпущенна куча еще более отвязных книг. Более того, многие музыканты в наше время сознательно пропагандируют свой угарный лайфстайл, считая это отличным пиаром. Но в те времена, когда эти книги появились - это все конечно не обсуждалось так широко и откровенно.

Пейдж и Коул в наши дни

Буду честен, мне нравится книга Коула “Лестница в небо”. И абсолютно плевать на какие-то неточности в фактах. Не бог весь важно кто сколько выпил в тот или иной вечер, какую песню играли первой и в каком кабаке возникла драка. В конце концов и Коул и все музыканты были постоянно под кайфом - поэтому, разумеется, точно всего как было на самом деле - никто никогда не упомнит. Но определенно, что по части рок-угара цеппелины тоже оказались одними из пионеров. И это книга не про события, она про стиль жизни, про настроение, про то в каком котле все они тогда варились. И это взгляд со стороны очевидца и участника событий. Он может не стопроцентно точный, но это то как видел, воспринимал и запоминал все это человек, который был всегда рядом, а точнее не рядом, а внутри всего этого. Это ценно, и книга, повторю очень живая. Led Zeppelin - давно и навечно вошли в историю. И они во многом уже сами себе не принадлежат. Поэтому атмосфера в которой они творили - она принадлежит истории, и спасибо Ричарду за то, что поделился.

Пейдж и Коул зашли с пивком в гримерку к Беку в далекие времена, когда у него пел Род Стюарт (слева)

Книга “Когда титаны ступали по Земле” совсем свежая. И там даже есть достаточно всего про пост-цеппелиновский период, вплоть до концерта 2007 года. Мне не понравилась книга. Во-первых она написана ужасным языком и отвратительным стилем. Это какое-то нагромождение фактов, которые кидают тебе в лицо безо всякого почтения и какой-либо любви. Даже викепедию читать иногда интереснее чем этот поток, в котором главное для автора - это не забыть никакой мелкий, даже не нужно дебильный случай.

И еще одна зарубающая на корню весь интерес - это вторичность издания. Большая часть написанного - это откровенное воровство из разных книг и изданий. Из Guitar World и Classic Rock стащили очень много - я как человек, который 20 лет читает все эти интервью цеппелинов это вижу. И из книги Коула тоже позаимствовано всего навалом. То есть нового в “титанах” практически ничего нет. Стоило ли выпускать такую книгу? Не знаю. Перевод тоже так себе. Особенно по части музыкальных инструментов. А чего еще ожидать от издания с логотипом Rock-Fm на обложке? Радиостанции где ведущие позволяют себе употреблять всякую чушь типа термина “двойной бас” - в рассказе о факте, как Джон Дикон, басист Queen, как-то сыграл на том, что в оригинале видимо было double bass (но на радио совков, ясно дело, никто не в курсе, что это контрабас).

Вообще, тема переводов рок-литературы - это практически всегда неиссякаемый источник юмора по части гитаризма. Люди, которые даже по-русски не понимают музыкальных терминов, считают себя вправе переводить с английского. Один из свежих примеров (из другой, правда, книги), который даже заставил меня полезть в англоязычную версию - это фраза про “леспол слэша без медиаторов”. Речь оказывается шла о without pickguard.

Но возвращаясь зачем-то к “Когда титаны ступали по Земле”, я могу сказать, что, в общем, это одна из тех книг, которые не останутся в моем доме. Скучное бездушное издание. Его автор видимо сидел с утра до вечера читал чужие книги и журналы, вытаскивая из них предложения и абзацы.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное