JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Жизнь замечательных людей     
Пол Ален. Жизнь с гитарой
Перевод - Сергей Тынку

Сидя в синей ложе шикарной частной зоны музея EMP в Сиэтле, Пол Ален высекает кучу нот из легендарного Fender Stratocaster выпуска 1968 года, на котором Jimi Hendrix играл на фестивале в Вудстоке. "Эй" - восклицает Пол со счастьем, которое более свойственно шестилетнему мальчишку, получившему пояс Бэтмана на новогодние праздники, "Какой же здесь клевый гриф, гладкий, масляный и просто идеальный для быстрой игры! Ах!"

Удивительно, но это вообще первый раз когда Ален играет на этой гитаре, при том что он купил ее на частной распродаже аж 1993 году за целых 1,3 миллиона долларов. Легендарный страт - это одна из жемчужин в королевской коллекции музея EMP (Experience Music Project), обители рокенрольной культуры, который Пол основал в 2000 году. Обычно этой гитары касаются только руки кураторов в белых перчатках, но сейчас то почему бы и не поиграть? Ведь гитара принадлежит Полу, как впрочем, и весь музей.

Как хороший гитарист, Ален знает, что гитары рождены чтобы на них играли. Даже иконы рок-культуры типа этого страта в конце концов все таки музыкальные инструменты, и поэтому они могут звучать, и на них просто нужно играть, при определенных обстоятельствах. Вот почему Ален позволил Kenny Wayne Shepherd сыграть на этой гитаре на шоу Late Night with Jimmy Fallon, что проходило в New York’s Beacon Theatre в рамках Experience Hendrix Tour in 2010. И именно поэтому хорошие люди из музея любезно вытащили эту гитару из экспозиции чтобы снять для обложки журнала и интервью с Полом.

"Последний раз когда я держал в руках эту гитару, там были оригинальные струны",- говорит Ален. "Они были ржавые и стояло все наоборот, вместо шестой первая и так далее, потому что Джими был левшой. А сейчас первый раз когда я вижу этот инструмент в нормальном играбельном состоянии. И надо сказать отличный гриф"

Вудстоковский страт - это без сомнения один из самых мощных символов рок-музыкального безумия, просто флаг той фриковой свободы конца 60-ых годов. Поэтому немного необычно видеть такой инструмент в руках 60-летнего мужчины, одетого в строгий костюм бизне-стиля. Однако, не смотря на консервативный имидж сердце Алена никогда не теряло связи с рокенролом.

Исчерпывающее доказательство этой любви можно найти на свежем альбоме "Everywhere at Once", который Ален записал со своей группой Underthinkers. Классический рок с правильными добавками блюзовых и кантриевых тонов, к нему приложили руку многочисленные рок-звездные друзея Алена. Такие как Joe Walsh, Chrissie Hynde, сестры Ann и Nancy Wilson из группы Heart, David Hidalgo из Los Lobos.

"Делать этот альбом было забавным, и в тоже время я ощущал, что это награда для меня. За последние полтора года мы придумали более 70 песен. Мне в жизни повезло сыграть с некоторыми величаюшими гитаристами в истории рок-музыки. Невероятно здорово, если кто-то из них играет на твоем альбоме".

Вообще, надо сказать, что даже просто сказать, что "Полу повезло в жизни" будет недостаточно. В 1975 году он вместе с Биллом Гейтсом основал компанию Microsoft. А сейчас возглавляет Vulcan Inc., чей холдинг помимо прочего владеет компанией Ticketmaster, а также командой по американскому футболу Seattle Seahawks NFL, баскетбольной командой Portland Trail Blazers NBA, футбольной командой Seattle Sounders MLS. Есть у него и другие активы, также он занимается благотворительностью через специальный фонд Paul G. Allen Foundation. Ориентировочно его состояние оценивается в 15 миллиардов долларов. Журнал Time включает его в список ста самых влиятельных людей в мире и, разумеется, он постоянно присутствует в списках богатейших людей по версии журнала Форбс.

И он при этом успевает находить время для рокенрола. "А как ты не можешь найти?" - спрашивает он.

Ален - это тихий человек себе на уме. Тонкие остроты выглядят наиболее предпочтительной формой его юмора. Кажется, что он управляет всем легко и незаметно, а люди вокруг него просто заранее отстроены под его настроение, желания и вкусы. Блестящие безукоризненно чистые очки увеличивают ощущение его скрупулёзной точности этого человека. Хотя иногда может показаться, что ему не совсем комфортно в своем теле, как это часто бывает с компьютерными асами, когда они выходят за пределы языков программирования и двоичных кодов.

"В школе моими приоритетами были две вещи - это программирование, которое меня полностью влекло, а вторая - игра на гитаре. В итоге программирование стало моим призванием, но при этом я никогда не прекращал играть на гитаре. Все эти годы, начиная с первых дней Microsoft, когда я программировал до трех утра... Помню придешь домой на адреналине, поставишь какую-нибудь музыку и начинаешь играть вместе с ними. Тогда это могло быть что-то типа Bad Company и Ted Nugent, или еще что-то. Хоть и медленно, но я стал лучше играть за все эти годы, и моя игра все еще улучшается".

Ален ребенком сначала учился скрипке, но потом переключился на гитаре, поскольку взрыв рока в середине шестидесятых захватил буквально все вокруг него. Знакомая девчонка сначала познакомила его с записями the Monkees, а потом год спустя, с Are You Experienced, дебютным альбомом Jimi Hendrix.

"Это был момент, который изменил всю мою жизнь. Я думаю мне было 14 лет, когда я это услышал и эта музыка была как будто с другой планеты".

После того как Пол сходил на концерт Хендрикса в Seattle Center Coliseum 23 мая 1969 года, его пожизненное увлечение Хендриксом и гитарой стало окончательным и бесповоротным. И это после первого рок-концерта в жизни Пола. В подростковые годы Пол переиграл на нескольких дешевых акустических и электрических гитарах, которые купили ему родители. Он обучался классической гитаре, а также участвовал в блюзовых джемах а одноклассниками. Первая гитара, которую можно назвать серьезной, появилась у него только колледже - это была шестидесятых годов "длиннорогая" Danelectro 4123.

"Я начал играть с соседом по комнате в общаге колледжа. Парень, которого звали Mike Haspert, продал мне Danelectro за полтиник баксов. Он вырезал символ пацифик на пикгарде и снял немного краски с грифа, поскольку ему было интересно слоев краски там. Мы пробовали играть такие песни как Rock and Roll, Hoochie Koo и Funk #49. Было это в 1971 или 1972 году".

Спустя несколько лет, когда только образовалась компания Microsoft, у Алена появился его первый Fender Stratocaster, инструмент которому во многих отношениях было суждено стать судьбоносным. "В Сиэтле на First Avenue было навалом комиссионок. Нет сомнений, что хендрикс, какие у него гитары бы не были, именно туда бы и пошел за стратами, которые были в витринах. Именно так я думал, когда заимел свой первый страт, белый, 76 или 77 года".

Сейчас у Алена есть несколько невероятных трушных винтаджных стратов, но для каждодневной игры и работы с группой он предпочитает относительно новые серийные модели Fender American Vintage Hot Rod с кленовыми грифами и датчиками Van Zandt Vintage Plus либо Seymour Duncan Classic Stack Plus STK-S. Ну а когда он все таки берет в руки винтаджные гитары, то его любимая - это 1963 года страт цвета Fiesta Red с очень редким корпусом из махогони. Он купил его в Лондоне несколько лет назад. "Я купил его исключительно потому что он хорошо звучал и только потом обнаружил, что там корпус из махогони и вообще это раритетная гитара".

Однако, большинство людей не может радоваться только стратам, особенно когда речь идет о людях калибра Алена. Поэтому Dave Stewart, близкий друг Пола, основатель группы Eurythmics, подарил Алену 1960 Gretsch 6125 Anniversary. "Дэйву нравится играть на множестве самых разных гитар". "Он чувствовал, что мне надо попробвать Gretsch хотя бы потому что их звук очень сильно отличается от стратовского. Он сказал, что мне надо расширить звуковую палитру и для этого он мне и дарит эту гитару".

Еще один Gretsch подарила Полу Nancy Wilson. Потрясающего оранжевого цвета 1959 Chet Atkins 6119 Tennessean. Сестры Нэнси и Эн записывали в паре моих студий какие-то части для своих двух альбомов. Поэтому в знак благодарности Нэнси подарила эту гитару. Спасибо им за то, что сыграли и спели в песне Straw into Gold на моем альбоме."

Ален содержит несколько частных студий звукозаписи мирового уровня. Блгодаря этому он имеет возможность заниматься музыкой в тех городах, где он проводит большую часть времени. Ну а когда он не использует их, то делиться со своими друзьями по музыке. Студийные возможности Алена распространяются на Лос-Анжелес и Сиэтл, плюс у него несколько домашних студий и полностью оборудованных комнат на всех его трех яхтах. Самой крутой в этой флотилии является Octopus (длина 126 метров), которая считается самой большой в мире суперяхтой с бассейном, баскетбольной площадкой, парой вертолетов и двумя подлодками. Опытный дайвер и энтузиаст науки, Ален любит проводить время, исследуя глубины океанов и морей.

Студия на Octopus состоит из всего одной комнаты, разделенной на несклько отсеков. Основа всего - это самая большая в мире микшерная консоль SSL Axiom MT на 96 каналов вкупе с 16-канальным комплексом SSL 9k плюс Pro Tools HD. Дополняет все это великолепие парк старинной аналоговой обработки и микрофонов. Мониторные системы включают PMC Loudspeakers, Dynaudio и Adam, дополненные большим массивом обычных Yamaha NS10Ms и Auratones. Среди инструментов в этой студии рояль Hamburg Steinway и орган Hammond B3, стоит полностью укомплектованная барабанная установка и множество гитар с усилителями. Пол постоянно играет на 18-ваттных Marshall и Line 6 DT25. Именно в этой студии на яхте Пол записал свое соло в Big Blue Raindrops и сочинил множество песен для альбома.

"На яхте у вас не получится написать по настоящему злую песню", - говорит он со смехом, - "Сложно злиться когда ты плывешь по океану под солнцем, расслабляясь в тропиках. Если тебе нужна злая песня - то тогда надо запереться в темном подвале, а не на корабле".

Peter Gabriel, Robbie Robertson, Dave Stewart, Bono и Edge были среди людей, которые записывались в студии на Octopus. Помимо музыкальной работы студия была местом проведения многих звездных вечеринок, таких например как пати Алена на Канском кинофестивале. Обычно Пол и его группа играют на этих вечеринках. Одна из стен студии сдвигается и перед нами появляется сцена с выходом на главную палубу, где тусуется народ. Сказочные возможности в духе Остина Паэрса.

Все эти тусовки часто перерастают в импровизированные джемы звездных гостей. Поэтому Ален переиграл с кучей легендарного народа вроде Mick Jagger, Carlos Santana, Buddy Guy, Ron Wood, Steve Cropper, Dave Grohl, Derek Trucks, Bono, Edge - этот список можно еще долго продолжать.

"Это удивительная возможность джемовать с такими исполнителями. Музыка из таких людей просто вытекает сама собой. Однажды мы даже с Боно джемовали в Марокко. Нам всегда нравилось болтаться вместе, общаясь на разные темы. Я познакомил его с Билом Гейтсом. Они обсудили множество идей на счет благотворительности".

Боно подарил Алену кастомовый искристо-красный Gibson ES-175 с тура U2 PopMart 1997-98 годов. "Он хотел подарить мне что-то сохранившее дорожный жар. Он часто говорит, что в каждой гитаре есть песня. Думаю, он хотел чтобы я нашел свою в этой гитаре. Я пока не нашел, но обязательно найду.". Если спросить с кем из легендарных гитаристов джемовать было наиболее волнительно, то Пол назовет Карлоса Сантану на мероприятии посвящённом сбору средств на борьбу с раком. "Карлос сказал, что мы будем играть If 6 Was 9, а ты должен выйти на сцену и поджемовать со мной. Никто в толпе не знал, что я вообще играю. И когда он позвал меня, мы сначала стали перекликиваться фразами, после чего он ушел в это невероятное сверкающее соло по-сантанвоски. А потом, поиграв, он сказал "теперь твоя очередь". Помню я сказал "хорошо, но есть одна проблема - дело в том, что я не Карлос Сантана, поэтому надо завершать джем". Ну и мы еще немного поиграли финальный рифф или типа того".

После того вечера у Алена остался небольшой но приятный сувенир. Великолепно инкрустированная, кастомовая PRS Santana Dragon, которую Карлос подарил ему за кулисами. Вообще, тут конечно есть над чем подумать на счет того, что дарить из гитар парням типа Пола Алена, у которого уже есть несколько своих сумасшедших гитар, чье место в истории рокенрола. И там не только Вудсток-Страт Хендрикса или Броуни Клептона, но и многое другое. Peter Gabriel подарил ему 1953 Fender Esquire. George Harrison преподнес незабываему кастом-гитару мастера Bernie Hamburger, любимого гитарного мастера битла - он делал гитары для таких людей как Carl Perkins, Mike Campbell, Andy Summers.

"Ты только представь. Я сижу в своем офисе в Bellevue (штат Вашингтон) и тут секретарь говорит - там Харриссон звонит по телефону, Будете говорить? Я думаю, конечно, я просто обязан. И там был Джордж. Ему другой музыкант порекомендовал поговорить со мной. Он хотел посоветоваться со мной на счет онлайн стратегии Apple Corps и я дал ему пару советов. В благодарность он прислал мне гитару. Я потом пару раз встречал его и он был действительно особенным человеком. Действительно очень духовный человек. В гитарном кейсе, что он мне прислал был ладан и книга Paramahansa Yogananda’s Autobiography of a Yogi". (Примечание переводчика: здесь под Apple Corps имеется в виду основанная битлами звукозаписывающая компания, а не производитель айпедов, айфонов и компьютеров типа мак).

Не смотря на то, что Вудсток-Страт Хендрикса не является персональным подарком, он все равно очень близок Алену. Это был первый экземпляр, который он приобрел для музей еще на стадии его планирования. "Когда я узнал, что эта гитара выставлена на продажу, то сразу решил, что обязан ее приобрести. Также мы купили еще какую-то часть сценического оборудования Джими, включая 1955 Les Paul Custom на котором Larry Lee играл с Джими на Вудстоке. Также приобрели страт на котором Клептон записал Layla." Ален купил эту гитару (Brownie) 24 июня 1999 года, за $497,500 - на то время это была самая дорогая цена, предложенная когда-либо за какую-либо гитару на официальных аукционах. В 2004 году этот рекорд был перебит и с тех он еще несколько раз взлетал вверх за разные другие гитары. А тогда в 1999 году на аукционе, во время покупки Brownie куратор музея Peter Blecha превысил финансовый лимит, который выделил ему Пол на покупку гитары. Однако, Ален простил его.

С такими дорогими вещами как эти страты Хендрикса и Клептона, Ален сразу же попал в центр внимания как очень богатый и хорошо мотивированный коллекционер. "Для меня коллекционная составляющая всего лишь часть поддержки музея. У меня есть отличные гитары, которые мне подарили легендарные гитаристы. Однако, в отличие от многих читателей соотвествующих гитарных журналов я не настоящий коллекционер гитар. Я коллекционирую много других вещей. Предметов искусства, и, например, самолетов времен Второй Мировой Войны. Поэтому я знаю разницу между настоящим коллекционированием и увлечением. Потому как если ты коллекционер, то начав однажды собирать, то ты никогда не остановишься - все время нужно еще. И это при том, что в искусстве есть очень редкие вещи. Некоторые художники вообще не очень много оставили картин. Например, Моне. Вам очень повезет, если у вас будет хотя бы одна его работа."

"Но конечно собирать гитары и предметы искусства в чем-то очень близко. Например, вы не будете покупать гитару или картину, если не в некотором роде не разговаривают с вами. Погрузившись однажды в глубины коллекционирования, вы уже не хотите собирать просто ради собирания. У вас появляется ритуал, когда вы находите нечто общающееся с вашей душой. Великое искусство способно общаться с вами и в тысячный раз когда вы это видите. Это похоже на то, как вам нравится играть на какой-то определенной гитаре. Я вот сейчас могу пойти и поиграть на Вудсток-Страте. И это будет разговаривать со мной. Вау."





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное