JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Как правильно жить     
Коллекционирование гитар
Разбирался - Сергей Тынку

Мы живем в самое прекрасное для рок-музыки время за всю историю человечества. И вряд ли вы сумеете это оспорить. Судите сами. Никогда раньше мир не видел таких грандиозных объемов самой разной новой рок-музыки, которая ежедневно появляется со всех сторон. И никогда ранее в мире не было такого числа рок-музыкантов, которых можно отнести к категории любителей. Все буквально утопает в электрогитарах, подобно тому как майский сквер нежится в свежей зеленой листве. И это прекрасно. Конечно, всегда найдутся скептики, которые заявят, что не смотря на такое количество музыки и музыкантов, им нечего слушать. Но я считаю, это совершенно несерьезным заявлением. В любом жанре можно нарыть тонну как старой, так и новой музыки на любой вкус - было бы желание. Наступил музыкальный век. Музыка повсюду - в любом доме, в каждом офисе, на улице или в транспорте. Люди живут если и не рядом с колонками, то точно в наушниках. Люди не помнят имен космонавтов, путают лица политиков, забывают как считать без компьютера, запросто могут не отличить фильтрованное пиво от нефильтрованного, но при этом каждый знает Стаса Михайлова и Григория Лепса, Элтона Джона и Пола Маккартни. Потому что это все великие музыканты. И ничего с этим не попишешь.

В таких благоприятных к музыке условиях, люди, увлекающиеся гитарой, давно считают, что держать в доме всего одну гитару - это вроде как анахронизм, то есть явление во всех отношениях устаревшее. Я вот, например, не знаком ни с одним человеком, у которого было бы всего одна гитара. У всех залежи, у всех арсеналы. Потому как один инструмент в наше время - это также дико как всего одна пара обуви или одни джинсы. То есть оно, конечно, не дико, а просто показатель того, что материальное благополучие пока не достигло победных высот, и есть куда стремиться. То есть одна гитара - это всего лишь начало творческого пути.

Разумеется, по нынешним временам слово "коллекция" по отношению к гитарами употребляется на каждом шагу. Сделать из людей коллекционеров гитар, которым постоянно нужна новая доза - это ставшая реальностью мечта производителей гитар, ночами не спящими в раздумьях о том, как и поднять объемы продаж выпускаемой продукции. Однако, положа руку на сердце, имеем ли мы моральное права называть этим красивым термином любое собрание гитар, которому владелец возжелал подарить этот пафосный эпитет? И что тогда вообще стоит считать коллецией? Ответам на эти безусловно важнейшие в условиях глобального огитаривания вопросы я бы и хотел посвятить несколько абзацев ниже.

Первый признак коллекции - это наличие принципиального единства экспонатов коллекции. То есть у вас должно быть какое-то правило о том, как инструменты попадают в коллекцию. Допустим - только гитарых 60-ых, или только черные стратоподобные, или только сигнатурные шведских музыкантов, или только прошедшие железнодорожную выставку 1965 года в Берлине. Если у вас нет никакого принципа, то у вас не коллекция, а просто бессмысленная кучка гитар. Посмотрите, например, на музеи. Я никогда не видел просто музеев. Как правило все они имеют какую-то идею, которая объединяет их коллекции. Музей бронетанковых войск, музей Салвадора Дали, музей истории Хабаровского края. Главное придумать тематику, а дальше под нее можно делать, что угодно. Бессистемность - вот главный враг коллекции как явления.

Посмотрите на отечественных музыкантов. Не будем показывать пальцами на этих известных людей и лишний раз мусолить их славные имена. Но один явно коллекционирует гитары, ассоциирующиеся с творчеством Beatles. Другой делает нечто похожее, но в направлении Judas Priest. Я, кстати, в свое время коллекционировал инструменты имени Jeff Beck. У меня были именные Strat, Tele и Les Paul. Такая вот небольшая коллекция. Но потом это мне надоело. Новых именных гитар не выходило, а иметь коллекцию всего из трех гитар, без какого-либо шанса на увеличение поголовья - это было очень грустно. Пришлось все продать.

Удивительное дело, но читая интервью разного рода известных в отечественной рок-музыке людей, постоянно натыкаешься на фразы типа "я не коллекционер" по отношению к гитарам. Чтож, такая позиция имеет право на жизнь, но мне не нравится почему она подается так как-будто коллекционирование гитар - есть нечто постыдное. Это крайне странно звучит. Ибо по мне то, что ты не коллекционируешь гитары - это тебя не делает ни лучше ни хуже. А если уж чего-то и стыдится, то очень многим отечественным музыкантам надо стыдится своего творчества, ибо вот там действительно можно обнаружить множество не лучших примеров музыкального искусства.

Кстати, в тему коллекций можно посоветовать посмотреть на лучших людей страны, с их миллиардными состояниями. Некоторые из них собирают яйца. И пусть эти яйца не простые, а Фаберже, но все таки в любом случае яйца. Но почему то никто не считает это занятие чем-то постыдным в отличия от собирательства гитар?

Мы все взрослые люди. У каждого в жизни (даже если вы и не русский рок-музыкант) было столько всего постыдного по части поведения, что коллекционирование гитар на этом фоне в любом случае представляется чем-то благородным и даже возвышенным. Посмотрите на коллекционеров предметов живописи. Никому ведь не придёт в голову называть их идиотами? А чем гитара не предмет искусства? И сама по себе и в качестве инструмента, который потенциально способен к тому чтобы содействовать появлению разного рода шедевров искусства (музыкального, например). По мне лично Gibson Les Paul Custom имеет в тысячу раз больше прав называться предметом искусства чем все содержимое Третьяковской галереи и Эрмитажа вместе взятые. Ну это мой личный субъективный взгляд на мир и вещи.

Еще один параметр, который невероятно важен в части создания настоящей коллекции - это такой фактор как коллекционная ценность. То есть это должны быть какие-то более менее редкие вещи. Я вот, например, видел коллекцию банок из под кока-колы. Там было очень много редких образцов со всех концов света и в том числе каких-то очень старых, давно не выпускающихся. Ты, например, можешь пойти и купить три разных банки в супер-маркете возле своего дома. Можно ли будет называть это коллекцией? Ну или монеты. В чьем-то может кошельке полно мелочи - можно ли назвать коллекцией? Мне кажется, это еще не коллекция – вещи должны быть редкими. Когда-то давно гитары Custom Shop были редки. Сейчас их так много сделано и продолжает делаться, что называть их коллекционными ей богу язык не поворачивается. Если это только не какая-нибудь совсем редкая модель.

Тут уместно сказать о коллекционной ценности гитары. Возьмем, например, два одинаковых стратокастера 1979 года. Сделано таких гитар было великое множество – они не являются какой-то редкостью или вершиной гитарного искусства. Но вдруг выясняется, что на одном из этих стратов есть автограф SRV и более того знаменитый блюзовый герой отыграл на ней аж целый концерт. Разумеется, такой инструмент будет иметь дополнительную ценность (и следовательно стоимость). Ибо гитара помимо того, что инструмент для музыки, она еще и какое-то историческое, мемориальное, сувенирное (простите за выражение) значение будет иметь. То есть коллекционная гитара – она всегда ценна не только как музыкальный инструмент, но и как еще что-то дополнительное.

Очень важный момент в определение коллекционности инструмента – его целевое использование. В зависимости от этого одна и та же гитара может быть как коллекционной так и нет. Например, личный Les Paul выпуска 1959 года, которым владеет Jimmy Page. Безусловно это едва ли не самый знаменитый Les Paul в истории. И стоит он точно за миллион долларов. Но у Jimmy он не в коллекционных целях – это просто музыкальный инструмент, на котором он играет.

Попробуем рассмотреть еще один пример – знаменитый “Iron Cross” Les Paul Custom, которым владеет James Hetfield – мечта тысяч коллекционеров. Но лидер Metallica не использует его в коллекционных целях - это рабочая гитара. Более того, у James, как у любого богатого американца, любящего рок, есть гитарные коллекции Gibson… и они никак не связаны с его рабочими инструментами. В частности у него есть коллекция из десятков раритетных Gibson Flying V и есть коллекция из санберстовых Les Paul «тех самых лет» - это четыре (на момент 2013 года) гитары 1958-1960 годов (две 59 и по одной 58, 60). С этими инструментами, которые стоят сотни тысяч долларов каждый, вы вряд ли увидите Hetfield на концертах. Но зато я находил их изображение на фоне хэтфилдовского автомобиля в нескольких изданиях для гитарных коллекционеров.

Итак, попробуем подытожить признаки настоящей коллекции: наличие объединяющей идеи, редкость, коллекционная ценность и целевое использование. Без этого всего, ваша коллекция запросто может подвергаться критическим замечаниям со стороны завистников и доброжелателей. И дальше уже ваше дело как реагировать на эти выпады. Если же вас не заботит, насколько коллекция имеет ценность в глазах общества, и вам главное чтобы вы сами были довольны и счастливы, то тогда можно смело забить на все принципы коллекционирования, самостоятельно решая, что будет представлять ваше собрание гитар. Главное же личная гармония и душевный покой, а все остальное мелочи. На свете существует море самых странных на взгляд общественного большинства коллекций (зеленых жуков, спичечных коробков, полосатых носков, чайных ложек и т.д.), чьи обладатели невероятно счастливы. Всем бы нам так. С наступающим вас новым годом! И пусть ваши гитарные коллекции растут!





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное