JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Советы бывалых:     
Joe Satriani: 5 советов для гитаристов
Перевод - Сергей Тынку

Джо Сатрини, возможно самый авторитетный человек среди преподавателей электрогитары во всем мире. Он и лично обучил много хороших музыкантов, и на примере его творчества и музыкальной философии выросла не одна тысяча гитаристов. Ниже пять его советов для молодых музыкантов - вещи, которые Джо считает наиболее важными в нынешних условиях.

1. Играй только то, что тебе хочется играть.

Не осуждайте себя в процессе игры. Это я почерпнул у Ленни Тристано. Его мысль состояла в том, что когда вы постоянно говорите себе вещи вроде “о, это не получилось, надо было играть фа вместо фа-диеза”, вы не никогда реально не живете в тот момент, вы не импровизируете по-настоящему, не выражаете себя и не воплощаете идею того, что музыка - это вид искусства.

Или вот ваша работа - играть, скажем, в шоу на Бродвее, и вы продолжаете лажать в какой-то определенной части, тогда чтобы проверить себя, вы говорите “запомни, не играй фа, играй фа-диез”. Но я говорю больше о метафизическом взгляде на то, зачем вы играете и пытаетесь не быть музыкантом.

Если вы гитарист и особенно соло-гитарист, люди рассчитывают, что вы выходите в стратосферу шреда, выдавая безумные идеи. Но вы не сможете по-настоящему делать это, если вы сидите и слишком много думаете о том, что делаете и пытаетесь со стороны взглянуть на себя. Еще раз, вы не трушный в тот момент.

Как сказал бы Ленни, не будьте в сослагательном наклонении; просто играйте то, что вам хочется играть. Не пытайтесь играть вещи, которые как вы думаете были бы, должны были бы и могли бы хорошо звучать. Играйте то, что вам хочется играть и двигайтесь дальше. Это реально очень важно для молодых гитаристов, потому что по началу ты хочешь разобраться со всеми этими обвинения и условностями “как, зачем, может быть, надо бы, могло быть”. Но ты, в конечном счете, вытащишь много прикольного, если будешь играть рекомендуемым образом, и публика тебя оценит, услышав, что кто-то играет как трушный артист.

2. Никогда не играй если больно.

Это предельно важно. Если ты каждый день пилишь под метроном двух-трех-октавные гаммы вверх и вниз по грифу, и в какой-то момент чувствуешь “ой, запястье болит”, то тебе нужно остановится.

Нет никакой пользы когда играешь с болезненными ощущениями. Я знаю, что у тебя есть соблазн подумать “Моё запястье меня убивает, но если я поиграю еще 15 минут, то буду круче и людям понравится. Я стану большой звездой и заработаю кучу бабла.” Но ничего не получится подобным образом.

Раз за разом играть гаммы под метроном не имеет ничего общего с успехом. Это просто упражнение для того, чтобы научиться играть гаммы под метроном. Может быть лучше сказать себе “О, Боже, я ощущаю боль. Может стоит просто послушать какой-нибудь другой музыки, которую люди хорошо исполняют.” Впитайте в себя хороший вкус. Впитайте в себя то как великий музыканты играют правильные ноты. Это, я чувствую, намного полезнее нежели истязать себя.

Если какие-то действия причиняют вам физическую боль, то вы создаете проблему, которая может преследовать вас всю жизнь. Я знаю, что есть люди, которые сосредотачиваются исключительно на будущем успехе. Они думают “Я хочу быть как Стив Вай, и я где-то слышал, что он как-то играл 18 часов подряд”. Что ж, Стив возможно и может это сделать, остальные из нас простые смертные. (Смеется) Поэтому вам нужно быть осторожными.

3. Учите что-то новое каждый месяц.

Это легко понять, при том что сложно воплотить на практике. Конечно легко играть что-то, чему вас кто-нибудь научил лет 10 назад, играя это снова и снова. И каждый раз когда вы это играете это хорошо, вы гладите себя по головке.

Это клевое упражнение для разминки, когда ваши пальцы двигаются раз за разом, улучшая свою ритмику и координацию, как-то так. Но что реально помогло именно мне это когда я реально спросил себя “А есть ли песня, которую я слушаю всю жизнь, но не знаю ее аккордов? Или соло которое я по-настоящему люблю но никогда не играл? Может просто пример музыки, что мне реально не нравится, но все остальные тащятся?”

Тут могут произойти интересные вещи. Вот песня, которая мне реально нравится, я могу ее сыграть? Может быть и нет. (Смеется) Ну или вот песня, которая мне не нравится, но зато нравится всем остальным - она может находится за пределами моей зоны комфорта. Возможно мне надо взяться за нее и доказать самому себе то, что я могу ее сыграть. Тут могут быть доводы всех сортов, но, надеюсь, в итоге всё банальнее и причина заключается просто в любви к музыке. Это всегда лучшая причина.

Ты мог бы сказать “Я собираюсь учить по новой песне Rolling Stones каждый месяц”. Это группа, которую я слушал с пяти лет. Они написали миллионы песен, но умею ли я играть их все? Если ты начнешь называть их в произвольном порядке, смогу ли я их играть? Это хорошая возможность дать твоей музыкальности шанс к росту и очевидно, что расширить свой репертуар - это всегда полезно. И также очень хорошо если анализировать чужую музыку “Посмотри как они переходят от куплета к припеву. Они вставили эту мелкую фишку вот сюда.” Ты начинаешь понимать, что сочинение песен - это отдельный вид искусства.

4. Опыт подражания другим гитаристам.

Если попытаться расшифровать это, то получится, что опыт подражания другим гитаристам и в следствие него рост понимания, что вам нравится, и что не нравится - это путь построения вашего собственного звука и стиля. А теперь давайте поговорим об этом поподробнее.

Прежде всего опыт подражания другим гитаристам сам по себе является отличной вещью. Когда вы молоды и вы играете в кавер-бандах для удовольствия или в клубах, от вас по большей части требуется подражание знаменитым музыкантам. Это то как ты по началу получаешь хорошую работу. Кто-нибудь скажет тебе “Эй а ты сможешь сыграть эту песню Animals As Leaders?” Ты скажешь “ну да” и вот бам - ты получил работу. Или он могут спросить песню Эрика Джонсона, или еще что-то еще. Это то как может сложится ситуация. Люди хотят слышать музыку, которая им знакома.

Но это находится на противоположной от профессиональной работы стороне. Посмотри правде в глаза: никому не нужна замена Тосину Абаси или Эрику Джонсону, потому что они уже существуют - можно пойти на их концерт когда у них будут гастроли. В этом и есть подвох - подражая другим гитаристом, ты можешь стать успешным в своем маленьким мире. Помню в конце 70-ых если ты молодой гитарист и можешь играть как Эдди Ван Хален, то ты самый популярный пацан на районе. Это круто и здорово, но все еще далеко от цели.

Когда ты учишься копировать тех или иных гитаристов, важно в какой-то момент сказать “Этот парень крут, но мне не нравится финальный результат, потому что мне нравится, что делают другие парни”. Может вам нравятся более блюзовые вещи, или более метальные, или более джазовые, или еще какие-то. То, что вам нравится и то, что не нравится - вот, что, в конечном счете, выплавит ваш стиль, хотя вам нужно будет над этим поработать. Это то, за что ты должен цепляться чтобы когда тебе улыбнется удача ты мог показать миру свой собственный стиль.

Основой твоего стиля является твое мнение. Я знаю это звучит забавно потому что в этом есть немного негативного подтекста - ведь мнение всегда подразумевает, что вы противостоите кому-то, как-будто вы принадлежите к элите. Но я говорю, что вы должны решить, что вам нравится, и что нет, тогда вы сможете настроиться на игру того, что вы хотите играть. Все самые точные инструменты настройки основаны на вашем собственном персональном мнении.

5. Слушайте музыку как любитель музыки, а не как гитарист.

Одна из вещей которые могут исказить формирование точки зрения на чье-то артистическое выражение - когда вы забываете, что люди, слушающие музыку, не играют ее. Очень легко погрузиться в детали и за ними не заметить чего-то важного.

Музыканты иногда должны жить двойной жизнью. Как исполнители, особенно когда дело доходит до записи, необходимо разглядывать сделанное чуть ли не под микроскопом. Я не слишком ускорился? Я дотянул? Я не выпал? Все ли ноты попадают в тональность? Всегда ли я точен когда делают бенды на второй струне на том ладу? С другой стороны большинство людей не думают об этом всем, когда слушают музыку. Песня приходит и вызывает реакцию типа “Хочу я ощущать что-то типа этого или я хочу послушать что-то другое?”

Это нормальный человеческий подход. Люди приходят домой, это был паршивый день, хочется включить музыку, которая окажет помощь. Они хотят успокоиться, хотят хорошо себя чувствовать, хотят отметить что-то, случившееся на работе - ну все эти дела. Они не хотят анализировать музыку и думать, а что там за смешную штуковину учудил гитарист на двенадцатом ладу? Это последняя вещь, о которой они будут думать.

Гитаристам надо учиться наступать себе на горло и слушать музыку так, как это делают любители музыки. И это не про усилок или примочки, не про первый или пятьдесят второй дубль. Это о том как музыка пробуждает ваши чувства. Всегда помните об этом.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное