JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

    Рассказы для начинающих:     
Выбираем медиатор
Автор статьи - Сергей Тынку (2015)

Удивительное дело, гитарный медиатор - это самый простой и дешевый гитарный аксессуар, и при этом для многих гитаристов - это невероятно важный компонент оборудования, выбор которого является серьезным шагом в построении собственного стиля и звука. Как правило, люди регулярно играющие на гитаре, очень строго относятся к выбору медиаторов. Более того, обычным делом является факт, когда у человека множество самых разных гитар с разными струнами, но медиаторы при этом он предпочитает использовать всего одной модели.

Прежде чем, думать о выборе конкретных медиаторов, давайте определимся с тем, на что именно влияет медиатор.

Во-первых, разумеется, от него очень сильно зависит удобство игры на гитаре, поскольку работа вашей правой руки непосредственно связана с медиатором. Неудобный медиатор затрудняет игру, в следствие чего у вас может начать хромать эмоциональность исполнения, а дальше дело может дойти до неровной игры с ошибками. Поэтому медиатор, как и все остальное в гитаре, должен быть максимально удобен для вас.

Во-вторых, ваше звукоизвлечение не в последнюю очередь определяется медиатором. Не секрет, что разные медиаторы при одинаковых силе и направлении ударов по струнам выдают разное звучание. Поэтому когда вы пытаетесь получить какой-то конкретный свой звук, то с разными медиаторами вам приходится извлекать звук по разному. Более того, зачастую требуемый звук может и не получиться с “неправильными” (по отношению к вам) медиаторами.

В-третьих, звучание, которое в итоге вы получаете из своего инструмента, - на него влияет множество факторов (конструкция гитары, звукосниматели, усилители, манера игры и др.), в числе которых, разумеется, присутствует медиатор, который обязательно вносит свой вклад, где-то больший, где-то меньший.

Таким образом, медиаторы, как и все остальное (струны, примочки и т.д.), нужно выбирать, а не играть на первых попавшихся. Если, конечно, вы предпочитаете получать какие-то определенные звуковые результаты, а не случайные шумовые опыты. Конечно, на фоне модели усилителя, влияние медиатора может быть и не очень существенным, практически незаметным. Однако, если говорить об удобстве и настроении, на которое оно влияет, то тут существует множество самых разных факторов. В конце концов классик утверждал, что ”в человеке все должно быть прекрасно”. А если мы говорим о гитаре, то есть о музыке, которая в конце концов стремится к тому, чтобы быть искусством, то там тем более “все должно быть прекрасно”

Очень часто люди, читающие статьи о том, как выбрать ту или иную вещь, ожидают, что в финале автор сделает весьма прямолинейный вывод типа “нужно брать вот этот конкретный товар”. Обычно этот сплошь и рядом случается в заказных статьях рекламной направленности. Я, как правило, не особо верю подобным материалам. Мне кажется, что наилучший способ купить идеальную для себя вещь - это попробовать все и сравнить. Просто нужно понимать на что обращать внимание при сравнении. Именно сравнение помогает большинству людей определиться с любимым, например, напитком или самой приятной для общения девушкой (из многих).

Мое мнение - не нужно бояться сравнивать, если речь идет о гитарах и оборудовании для гитар. Сравнивать медиаторы едва ли не проще всего. Потому что они недорогие, и их как правило великие множество во всех гитарных магазинах. Поговорим о параметрах сравнения.

Одной из наиболее важных характеристик медиатора, является его геометрическая форма. Поскольку у людей очень разные руки (в том числе и по длине пальцев), и сами люди играют весьма разную музыку, то, конечно же, им удобны медиаторы самых разных форм и размеров. И хотя в руках гитаристов можно обнаружить абсолютно любые медиаторы (круглые, в форме звездочки, в виде черепа, бычьей головы и т.д.), наиболее популярны медиаторы, сделанные на базе треугольных форм, как правило со скругленными углами и выпуклыми сторонами - их иногда называют каплевидными. Причем эти медиаторы встречаются разных размеров. Я бы рекомендовал в первый заход купить по одному медиатору всех имеющихся в магазине форм, чтобы потом дома не спеша протестировать их в течении, например, недели.

Вторым по важности параметром является толщина медиатора. От этого зависят такие важные вещи как атака струны, “отдача в руку”, жесткость и, соответственно, звук. Как правило, люди редко задумываются о таких величинах как десятые доли миллиметра. Однако, если речь идет о медиаторах (или струнах), то вы ощущаете эти десятые доли своими руками и ушами. Производители, как правило указывают толщину медиатора и добавляют в описание модели вспомогательные слова Extra Light, Light, Medium, Heavy, Extra Heavy. Поэтому когда вы определитесь с наиболее притягательной для вас формой медиатора, есть смысл купить несколько медиаторов этой формы с радикально разной толщиной. Очень многие люди придерживаются негласного правила “тонкие для акустики, толстые для электро”, хотя единых законов тут не существует - все зависит исключительно от вас. И, конечно, надо учитывать, что медиаторы по-разному работают с разными калибрами и моделями струн. Бывает так, что с какими-то струнами вам не нравятся те или иные медиаторы, а с другими струнами - они наоборот, прекрасно работают. Поэтому еще раз повторю, надо пробовать.

Большую часть медиаторов делают из пластика. Хотя, все мы, имеющие представление о химии хотя бы на уровне школы, понимаем, что и пластик бывает разный. Отсюда проистекает то, что даже одинаковые по толщине и внешним признакам медиаторы могут иметь разную степень твердости. Соответственно, от того насколько медиатор мягок и податлив, зависит наше звукоизвлечение и сам звук. Довольно часто встречаются медиаторы из метала. Многие люди играют монетами, причем вполне определенными. Как тут не вспомнить Brian May из группы Queen, который играл шестипенсовой монетой.

Разумеется, металлические медиаторы, будут звучать и ощущаться в руках весьма своеобразно. Особенно если это монеты. Это подойдет далеко не каждому. Но попробовать, наверное, можно. Также, в мире встречаются медиаторы из других (помимо металла и пластика) материалов, например, костяные, и даже деревянные. Люди в своей креативности не останавливаются не перед чем. Я видел (и пробовал) каменные и стеклянные медиаторы. С одной стороны, это полная экзотика, но с другой, есть люди, уверяющие, что без таких медиаторов они не получают удовольствия от игры на гитаре. Поэтому если у вас есть возможность попробовать такие медиаторы, то почему бы и нет? Вдруг это окажется именно тем, что вам так сильно нужно?

Помню в советские времена (и первые годы после них) очень многие мои знакомые делали медиаторы сами. Как правило их вырезали из школьных линеек. Еще одним популярным материалом была так называемая “быстрогорелка” - думаю, вы понимаете в связи с чем советские школьники давали такое название этому типу пластика. Как это ни странно, но очень многие знакомые любители гитары ходили за медиаторами в библиотеки. Там был картотеки с пластиковыми разделителями между карточками книг на разные буквы. Воровать - это нехорошо, но многие гитаристы считали, что если речь идет о такой мелочи, то оно допустимо. Разумеется, в наше время (когда у вас есть МузТорг) никакой необходимости в самодельных медиаторах не наблюдается.

Одной из часто встречающихся проблем с медиаторам является жалоба на то, что те или иные медиаторы “скользят в руках”. Причинами этого могут являться особенности хвата, выделение пота и просто нечто, сложно поддающееся объяснению. Специально для тех, у кого медиатор имеет тенденцию к выскальзыванию, производители выпускают модели медиаторов, поверхность которых имеет ту или иную степень шершавости, часто за счет специального напыления. Насколько это поможет вам лучше держать в руке медиатор? Это никто кроме вас самих не сможет сказать. В который раз повторю, что надо пробовать.

Очень часто так бывает, что у вас есть выбор из двух, а то и больше, совершенно одинаковых медиаторов. Ну или по крайней мере как-будто одинаковых. В этом случае можно задуматься о двух других, ранее не упомянутых характеристиках.

Во-первых, это долговечность. Почему-то иногда так получается, что разные медиаторы, вроде бы из одинакового пластика, стираются за разное время. Для кого-то этот параметр совсем не важен и он может за один концерт выбросить в толпу 20 медиаторов, а для кого-то другого будет очень выбешивающим факт, когда надо каждое утро начинать с новым медиатором, поскольку старый уже стерся и им невозможно играть. Поэтому, устраивая испытания разных медиаторов, необходимо обращать внимание и на этот аспект, если он, конечно, важен для вас.

Во-вторых, цвет медиатора. Не смотря на то, что гитарные маньяки очень любят черный цвет, медиаторы черного цвета, и вообще темных оттенков, не всегда могут быть удобны в реальной жизни. Дело в том, что одна из самых главных бед медиаторов - это то, что они постоянно теряются. Везде и всегда. Темные медиаторы потерять легче, поскольку они менее заметны в окружающей среде. Большинство гитарных усилителей и кофров - темные; положите на них темный медиатор и он сольется с пространством. А вот, например, ядовито зеленый медиатор не заметить будет крайне сложно (если только вы не играете на поросшей травой поляне). Поэтому если у вас стоит выбор между двумя абсолютно одинаковыми медиаторами разных цветов попробуйте взглянуть на них еще и с точки зрения заметности.

Одна из самых интересных вещей - это именные медиаторы тех или иных звезд музыки. Нет ничего ужасного в том, что вам нравится тот или иной знаменитый музыкант. Однако, его именное оборудование совсем необязательно подойдет вам. Также как и его одежда может совсем не совпадать по размеру с вашей. Я вот совершенно неожиданно для себя несколько лет назад пришел к медиаторам модели Steve Vai. И это при том, что и музыка, и звук, и гитары Стива Вая мне по большому чужды. А вот медиаторы James Hetfield мне понравились намного меньше, как ни странно. И это при том, что Metallica составляет значительную долю моего гитарного времяпрепровождения. Таким образом, если вы не занимаетесь коллекционированием медиаторов, то вряд ли нужно стоит ориентироваться на какие-то звездные имена. У всех разные руки и у каждого свой собственный звук.

Если уж, я употребил слово “коллекционирование”, то скажу пару слов и на эту тему. С одной стороны коллекционировать медиаторы очень приятно. Потому что они продаются по крайне низким ценам, и они не занимают много места в доме. Но с другой стороны коллекционировать медиаторы крайне бессмысленно, поскольку их существует так много разных, не исключаю, что миллионы. Поэтому собрать полную коллекцию не представляется возможным. Хотя, я знаю море людей, которые коллекционируют медиаторы. У меня самого чуть ли не трехлитровая банка с самыми разными медиаторами, которые как-то случайно там образовались с течением времени. Если вы начнете процесс исследования разных медиаторов, то со временем у вас тоже может образоваться изрядное количество непрошедших отбор медиаторов. И чем больше их у вас будет, тем более точно будет отвечать вашим потребностям та модель, на которой вы остановитесь. Удачи!





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное