JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

   Незаметные герои   
"Big" Mick Hughes
о концерте Led Zeppelin 2007
Источник - fohonline.com, февраль 2008, перевод - Сергей Тынку

Биг Мик (родился в 1960) - легендарная фигура в мире звука. С 1984 года он является концертным звукорежиссером группы Metallica. Кроме того, в свободное от работы с Хетфилдской бандой время он рулил живым звуком таких артистов как Halford, Ozzy Osbourne, Def Leppard, Queens of the Stone Age, Steve Vai и др. Несомненно одним из наиболее ярких событий в его карьере является участие в концерте Celebration Day группы Led Zeppelin, который состоялся в 2007 году. Об этом и пойдет речь в интервью ниже.

Как ты получил этот концерт?

Все началось с телефонного звонка от Роберт-Плантовского звукорежиссера Роя Уильямса, с которым мы вместе работали и которого я знаю больше 20 лет. Он попросил помочь ему с получением концертного пульта Midas напрямую с производства в Киддерминстере. Поскольку я был какое-то время связан с Midas, то ответил “не проблема”. А когда я спросил зачем ему это потребовалось, он сходу выложил “Ну это для той цеппелиновской затеи”. В процессе разговора Рой объяснил мне, что из-за количества вокальных FX-возвратов было решено работать на двух консолях - одна для вокала, на которой бы работал он, и одна для остальной группы, которой бы рулил кто-то другой, на тот момент с ним еще не определились. И я предложил свои услуги. Группа была рада дать этому варианту зеленый свет, поскольку Джимми Пейдж ранее видел концерт Metallica на Уэмбли и звук ему понравился. И, конечно, Рой был рад решению Роберта, в связи с такими фактами, что мы друзья и я местный парень из Блэк Кантри (область в Англии, недалеко от Бирмингема, откуда и Плант, кстати - прим. переводчика).

Правильно. Ты - просто очевидный выбор.

Очевидный выбор? Ну может быть. Очень мало кто из звуковиков отказался бы от такой возможности - весь мир концертного звука буквально был бы у их ног. Конечно, я был благодарен за подобную возможность, хотя я подумал, что все будет не просто. Я был перед выбором. Как должна будет звучать эта группа? Как Led Zeppelin 30 лет назад или как Led Zeppelin через 30 лет? Было сложно понять, как лучше поступить.

Известно, что у некоторых, так сказать “винтажных” концертов есть проблема с тем, как их адаптировать с современными звуковыми системами, которые звучат более сфокусировано и намного меньше звука зависит от помещения.

Очень много шло от арены O2. Очень активное влияние. Это большая концертная площадка, вы же понимаете. Даже при том, что это линейный массив, вы все равно получите шум, отраженный от здания и задника сцены. Плюс мониторинг на сцене также развился наряду со звуковыми технологиями. Но группа не жаловалась на то, что им нужно было больше.

Если посмотреть на список мониторингового оборудования, то там можно было чуть ли не сам концерт отыграть на этом всем.

Было очень много всего и весьма громко.

Ну и какого это было - рулить вдвоем?

Ну поскольку все получилось нормально, то можно сказать, что это не слишком плохо. Я имею в виду, конечно, мы обсуждали громкость вокала относительно группы, конечно, мы были осторожны и не велись на западню типа когда Рой поднимает громкость вокала, и я соответственно поднимаю громкость группы и дальше понеслась… Так можно докатиться до гонки за своей задницей. Было много обсуждений и мы работали вместе.

Не так давно один звуковик сказал, что его аналоговый Midas у него даже у мертвого не отнимут.

Если говорить о прошлом, то я мог бы сказать тоже самое. Тогда цифра была очень нестабильна и являлась чем-то новым. А к нынешнему моменту бета-тестирование концепции цифрового концертного микширования завершено, все поменялось, и мои взгляды тоже изменились, осознав возможности, которые предлагает цифра.

Похоже тебе сейчас очень комфортно с Midas XL8.

Это так. Привыкнуть к новым вещам было психологически непросто, но в итоге это стало очень удобным в использовании. Конечно все еще остаются некоторые “проблемы роста“, но это фантастически звучащий предмет оборудования.

Из того дополнительного к XL8 оборудования, что изначально было взято, что-то урезалось?

Мы реально не знали что нам нужно. Если бы мы стали работать с аналогом, то начали бы с одного XL4 и потом пришли бы к тому, что нужно два. Можно просто сказать, что количество входов увеличивалось несколько раз. В конце было уже 36 входов и 40 fx-возвратов. Конечно, у нас были еще какие-то внешние устройства, но большинство FX были обработаны на XL8. Поэтому да, я полагаю за счет XL8 мы сократили количество дополнительного оборудования.

И что там было из дополнительного помимо XL8?

H3000, TC-Helicon, TC-Helicon VoiceWorks, четыре Engine M6000, эмулятор Leslie чтобы рулить вокалом на “No Quarter”, и от которого мы потом отказались в пользу плагина фэйзера на XL8, который лучше… ммммм… что у нас еще было? А, точно, был Klark Teknik - новый сияющий мульти-трек 9696. Виртуальный саундчек? мммм…

О, так вы парни еще и записывали концерт?

Ну, мы были на репетиции в местечке под названием Black Island Studio в Эктоне. Там есть сцена, но мы не смогла развернуть оборудование, поскольку там не оказалось достаточно места. Поэтому группа настраивалась в одном помещении, а я был в другом с XL8 и парой Genelec 1037. Сложно было закончить работу пока они там были. Поэтому намного проще были записать это… потом мы смогли проигрывать это, работая над частями и эффектами когда было намного тише.

После того как они долгое время не играли вместе… как проходили репетиции?

Пока Роберт был в Америке с Роем, я провел неделю с остальными тремя. Джимми сломал палец и у нас пропали две недели. Мы провели еще две недели с Робертом в Black Island а потом переехали в Шеппертон, где репетиционное помещение намного больше по размерам и где у нас была небольшая система PA и мы смогли развернуть световую систему и поставить 30-футовый видео экран. Мы окончательно переехали на O2 через три недели - за день до концерта.

Это были MILO?

Да, Meyer MILO, все через них. Те, что поменьше, конечно, для заполнения. (Meyer Sound MILO - концертные колонки - прим. переводчика)

Сколько субов?

Девять субов отдельно внизу и я верю по десять подвешено с каждой стороны. Их было много. Я имею в виду, мы могли их постоянно выключать. Арена O2 - она немного странная. Хорошо звучит по бокам и немного странно внизу. Это похоже на гуляющую басовую волну, которая ходит вверх и вниз по площадке. Я думаю это из-за боковых сторон, они очень круто идут вверх. В следующий раз я буду к этому лучше готов - надо признать, тогда меня это застало врасплох.

А шли разговоры о других концертах или четыре недели репетиций были ради одного концерта?

Я не в курсе планов о том, чтобы сделать больше концертов, хотя это было бы клево.

Можно было увидеть колонки и мониторы Turbosound.

Да. Это из конторы Brit Row.

Ну да, они наверное еще и громко орут.

Ну, надо думать.

Звук мониторов на сцене как-то вмешивался в общее звучание на площадке?

Нет, в действительности нет. Я имею в виду, тут речь о по-настоящему большом пространстве. У меня там была гигантская система. Основной подвес был 18 в глубину и были кучи этого говна повсюду. И, пойми, ты говоришь о каких-то заполнениях и вкраплениях, которых не происходит в случае работы с системами подобных размеров. Они есть, однако, через микрофоны, и тебе надо с этим работать.

Ты применял что-то особенное, разработанное тобой для Metallica? Ну типа поставить микрофон под тарелку?

Нет, тут нужен был другой подход. Более открытый. Ты знаешь в Metallica мы контролируем пространство, мы его связываем. А в Led Zeppelin я искал больше пространства…

Хорошо. Звучит более натурально?

Да. Это не могло звучать как Metallica, потому что у Led Zeppelin всегда был более открытый звук ударных. Поэтому я установил микрофоны Earthworks. Два SR25 наверху в конфигурации X-Y и еще также пару SR25 подвесил. Потом SR30 на хай-хете, Shure SM57 на верху рабочего барабанам и SR25 внизу рабочего. На томах стояли Audio Technica 350. Бочка была подзвучена Shure Beta 52 с еще одним SR25, и оба таких на кик-пэды. Еще один SR30 был на тимпан и AKG 414 на гонг. Этого было достаточно много для барабанов и никаких нойзгейтов.

Без гейтов? Хммм…

Ну кроме бочки. У меня был легкий гейт на бочке потому что я немного нервничал, оставляя его открытым, так как SR25 был расположен снаружи барабана. Но кроме этого, больше ни на чем никаких гейтов. Я хотел получить максимально открытый звук барабанов насколько это было возможно.

Совсем другой подход по сравнению с Metallica.

Да, вот так надо было делать. Я думаю они немного нервничали относительно того, что я применю к ним стиль Metallica. И я полагаю я пытался на репетиции поначалу, с тригерами для запуска гейтов и все такое… но это было неправильно… это были бы не Led Zeppelin. Это совсем другое дело. Нужно было больше сырости, больше открытости.

Хорошо. А что там с микрофонами для гитары? У него же целая армия усилителей там была?

Я просто использовал 30-ваттный Orange с Audio Technica AE 2500… звучало фантастически. У Джимми были и другие гитарные комбинации, которые он переключал когда нужно было, и все это также было с микрофонами Audio Technica AE 2500.

30-ваттный Orange?

30-ваттный Orange. Вот и я о чем. На репетиции когда он его раскочегарил, я офигел “вау, сколько ватт в этом усилке?” и спустился посмотреть - он был 30-ваттным! Это было как вызов всем законам физики, я имею в виду реальный вызов законами физики. Самые громкие 30-ватт, что я когда-либо слышал.

Возвращаясь к факту о двух звуковиках. Мик, тебя же называют Большим Миком не просто так?

Нет, правда, ха-ха-ха…

Так вот как вы, два парня, помещались за одним пультом?

Ну, Рой не такой большой, и консоль достаточно широкая - мы поставили там два стула. Рой с краю, а я занял остальную часть. Это был единственный способ - если только не ездить как мотоцикл с коляской. Я не думаю, что у нас бы это получилось с какой-либо другой цифровой консолью кроме XL8.

Сколько у вас было входов?

Ну мы начали с обычного сетапа. 36 входов. А потом там было 10 или 12 возвратов с эффектов, а к тому времени когда мы все отстроили там уже было 36 плюс 40 эффектов, примерно получается 76.

76 для группы из трех человек и одного певца?

Да. Но это же Led Zeppelin, не так ли?

Ну да, в этом был смысл. Взгляды всего мира были прикованы к этому событию.

Ты даже не представляешь. Это было похоже на прогулку в облаках. Даже когда стоишь куришь возле отеля накануне вечером… Там стоял парень и он подошел “я вот только из Калифорнии приехал”, ну и я типа “да, правда что ли? а зачем?”. Он сказал “я приехал на Led Zeppelin, а вы, парни, тоже здесь ради них?”. Ну я не собирался ему рассказывать, что мы тут работаем… и просто сказал “да, мы все тут”. И потом он ушел, говоря “я заплатил за это ВИП путешествие”… кажется он сказал “в десять раз больше”. Люди платили столько много денег за один концерт.

А какие люди среди публики были просто нахрен ахренеть… Я имею в виду это как список “кто есть кто”, все эти мега-звезды от Дэвида Гилмора до Дэйва Грола. Невозможно поверить. Даже Пол Маккартни сидел в зале. Это было очень необычно.

Давление на всех наверное было огромным.

Нереальное. Действительно нереальное. Я выписался из отеля в 17:00 в день концерта, а до этого попытался смотреть телевизор и немного расслабиться, что оказалось бесполезным, поскольку я не мог ни о чем думать, кроме концерта.

Можно представить. Плюс у тебя же была всего одна попытка.

Это была проблема, потому что ты можешь репетировать, репетировать…

…и это все равно будет не так как на концерте…

Да ничего не сравнится с концертом… На концерте настолько сильнее давление… и энергетика другая. И вот пошло вступление и вот появилась группа… ну, вот начинаем. И ты ощущаешь себя кроликом в свете фар. Мне потребовалось три песни чтобы отстроить звук для этой забитой людьми арены. Я был просто потрясен и смущен (dazed and confused)… отличное название для песни… (смеется)

Но слава богу ты остался там, микшируя Led Zeppelin

Ну да, мы все время пытались не думать, что это Led Zeppelin. Но это сложно когда ты ходишь за кулисами а там на каждом шагу какая-нибудь знаменитость.

Ну да, мало того, что ты рулишь звуком самой крутой группы всех времен, так ты еще и делаешь это для людей, которые могут нанять тебя для своих концертов.

Да, абсолютно. Все менеджеры там были. Каждый сидел там. Мне не хватало только Джеймса, Кирка, Ларса и Роберта для полноты картины. Кирк собирался приехать, но у него изменилось расписание и он не смог в конце концов. Если бы еще и они здесь были - это был бы полный гребанный набор.

Но помимо хороших отчетов о мероприятии, никаких других не было. Все говорили, что группа была невероятно крута и звук был феноменальный.

Отлично. Я конечно, как парень, который это делал, просто думаю, что мог бы сделать в десять раз лучше.

Так всегда. Концерт заканчивается и мы все идем и думаем “ах если бы я только сделал это”. Так всегда было. Ты знаешь, о чем я говорю. Типа “о, как я мог так сделать… можно было сделать намного лучше”.

Публика была пассивна во время концерта?

Это потому что они не хотели трясти руками с мобильниками. Когда смотришь на народ из-за пульта, то видишь море экранов. Просто сплошное море экранов. Очень необычно, серьезно. И поскольку они не хотели трясти телефонами чтобы не засрать видео, которые они записывали, они были довольно пассивны. Но они все вопили. Хотя эта толпа была просто толпой штативов… это было странно.

Ты говорил у тебя был небольшой тур потом.

Ну да, там группа, которая называется Wildhearts, это было до рождества и в основном просто чтобы прийти в себя после Led Zeppelin.

И как тебя отпускало?

Это было немного сложно. Я не мог ни о чем другом думать, кроме как о песнях Led Zeppelin. Я засыпал с мыслями о песнях Led Zeppelin, я просыпался с мыслями о песнях Led Zeppelin, и это сводило меня с ума.

Это, наверное, было всепоголощающе.

Так и было, и оно так и должно было быть. Мы выложились на O2 на 110%.

Но люди получили свою ревущую терапию по полной, так ведь?

Это так, это было настоящая орущая сокрушительная гребанная великая рок-музыка!





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное