JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

16.01.2015
   Играем на гитаре   
Риффы Led Zeppelin
Пробует играть - Сергей Тынку

После того как я опубликовал набор любимых риффов на основе песен Metallica и некоторых других логично было предположить, что это не единственная последовательность гитарных риффов в моих беспокойных пальцах. И многие давно знающие меня люди спрашивали на счет группы Led Zeppelin, фанатом которой я прикидывался последние лет двадцать. Соответственно, вот вам набор моих любимых цеппелиновских риффов, друзья.

Хотя тут и встречаются почти все первые песни с альбомов, набор, разумеется далеко неполный. Ибо и у Цеппелинов их намного больше, и я сам умею играть намного больше. Но если говорить о цепочке, в которой я последовательно играю куски разных песен, то за годы дружбы с музыкой Цеппелинов она сложилась именно такая, как тут будет написано. На свете море статей в гитарных журналах, где те или иные авторы составляют свои версии любимых гитарных партий любимых групп. Но обычно они все предполагают раздельное исполнение этих риффов. Но в моем случае, когда ты столько лет играешь столько риффов, рано или поздно у тебя появляются любимые сочетания когда одно перетекает в в другое.

Обычно я играю это (с очень хорошим содержанием гейна) под метроном или драм-машину в темпе 104-106 (в отличие от металликовского набора в 108-110). Буду честен, совсем не все риффы я играю “правильно”. Стремление исполнить “один в один” как Пейдж давно покинуло мой мозг. Если мне хочется что-то поменять, то я это делаю без зазрения совести. И это кажется мне весьма “пейджевским” подходом. Джимми никогда не стеснялся до неузнаваемости извращать как свои, так и чужие гитарные партии. Более того, возможно сам принцип моего склеивания разных риффов тоже вытекает из деятельности Пейджа, который судя по концертным видео семидесятых любил намешать разных кусков в одну песню на двадцать тридцать минут.

В целом, для меня исполнение этой последовательности подобно езде на мотоцикле по деревенским дорогам - тебя трясет, качает, ты не понятно куда сворачиваешь, подлетаешь на кочке, падаешь в яму, но все равно так или иначе едешь. И я сразу скажу, что я никогда специально ничего не приклеивал. Все обычно получается само собой. У тебя есть запас риффов, ты пилишь их годами. И в какой-то момент после одного риффы у тебя включается другой, тебе кажется это удачным и ты играешь так постоянно. Потом третий четвертый и так далее. Как правило многое зависит от темпа, тональностей, позиций на грифе и твоего желания сменить пластинку, когда ты минут 5 играешь один рифф и он тебе серьезно надоедает.

Я почти везде прописал работу медиатором. Кто-то подумает, что я свихнувшийся зануда. Однако, в моей дурной вселенной штрих играет глобальную роль. Я реально его везде соблюдаю и именно на нем базируются мои попытки быть ритмичным. Ну и в целом, все эти риффы - отличная разминка и хорошее упражнение на ритмику. Ну и то, что ты постоянно переключаешься с риффа на рифф - это наверняка тоже весьма полезно. Все приятнее нежели гаммы гонять.

Ниже я попробовал, хоть и кривовато, но записать укороченную версию того, как я это играю. Гитарный звук: PRS SC245 -> Behringer Guitar Link -> GarageBand for iMac.

   1. Heartbreaker   

Это весьма узнаваемый рифф, который скорее всего встречается практически во всех подборках цепелиновского наследия. Здесь я ничего не стал менять и просто играю интро к песне точно также как оно и есть в оригинале. Рифф тут один, но в течении песни Джимми перетаскивает его из тональности Ля, в Си и потом До-диез. Поскольку целиком песню я не играю, то ограничиваюсь Ля и Си.

Если говорить о левой руке, то я как и, судя по youtube, многие другие люди, использую классические “один палец на лад”, а вот Джимми в тех видео, что попадались мне на глаза в Ля использует два пальца, в Си и До-диезе три. Мне это кажется абсолютно неважным, но если вы заморочитесь, то найдите эти видео и посмотрите все сами.

Все это дело заканчивается паузой на три четвертых. И я скажу про эти паузы чуть подробнее. Почему то так сложилось, что в моей подборке риффов почему-то постоянно будут встречаться именно такие паузы на три четверти (в следующих двух риффах точно). Я не всегда провожу их в тишине и без действии. Обычно у меня почти всегда идет три удара медиатором вниз по приглушенным струнам, причем последний из них идет с последующим слайдом в направлении порожка, то есть такой скребущий въезд. Обычно я это не контролирую и оно выходит само собой просто так. Причем левая рука лежит (не прижимая струны) на каких-то произвольных ладах от 8 до 12.

   2. Good Times Bad Times   

Самая первая песня с самого первого альбома такой группы она начинается весьма знаково - с пауэр-аккорда E5. А дальше следует весьма милый рифф. Мне нравится как он появляется после Heartbreaker.

Во всех источниках (книгах и журналах) рифф играется в пятой позиции. И Джимми, судя по видео, тоже это делает в пятой. Но мне он нравится с открытыми струнами во второй. Мне это кажется более звонким и резким. И более винтажным. Плюс когда он в таком виде - мне лично становится понятной логика того как он был придуман. Я уверен, Джимми его сочинил именно в таком виде с открытыми струнами, а потом уже стал двигать по грифу. Но в любом случае - это очень личное дело как именно играть. Я, конечно, могу и в пятой, но, повторюсь мне больше нравится именно так. Про игру пауз я уже говорил выше.

Если же вы захотите сыграть его как это делает Джимми, то оно выглядит как-то так. Я, кстати, иногда тоже играю именно так. Ничего не могу с собой поделать - все зависит от настроения.

   3. The Ocean   

Я взял из этой песни пару риффов и серьезно поизвращался над ними. Начнем с того, что в моем рубилове они появляются после Good Times Bad Times совсем не в той последовательности, что на песне. И это только цветочки. В первом из показанных риффов я всего навсего заменил тяжелые многострунные аккорды на двухструнные. Так звучит более резко и визгливо, более по пейджевски (в моем мозгу). И там как обычно три паузы, во время которых я продолжаю махать медиатором.

А во втором из риффов (в песне именно он идет первым) я был более безжалостен к оригиналу. Для начала в первом такте я ровно в два раза увеличил количество нот. Просто два раза сыграл первую половину такта, убрав паузу из второй части первого такта. Делов то? Кажется в какой-то песне из сольного Планта в коде была пародия на этот рифф, где они именно так и сделали. Но может я чего и путаю.

Не менее варварски я отнесся ко второму такту. В оригинале во втором такте размер меняется с 4/4 на 7/8. Я же оставил все в тех же 4/4. Почему? Потому что мне так удобнее и приятнее. Можно сказать, я схалявил. Знаю, куча продвинутых эстетов скажет, что я просто изуродовал рифф, в котором якобы вся изюминка была в 7/8, но какое мне должно дело до их мнений? Я играю так, как мне хочется. Играйте по-другому и будьте счастливы. И, кстати, в дополнение ко всем остальным извратам, я перенес все из пятой позиции во вторую, к открытым струнам. Все из тех же соображений, описанных выше. Рифф стал чем-то похожим на тот, что в Good Times Bad Times и мне нравится сочетание кусков этих двух песен.

   4. Custard Pie   

Вдоволь накушавшись чередованием риффов в The Ocean, я из груды нот второго риффа ныряю в той же второй позиции в нечто-то похожее на бензопилу, резкий однотактовый всплеск. В нем я ничего не менял и он играется, как я думаю, также как и в оригинале.

   5. Living Loving Maid (She's Just A Woman)   

Я очень люблю этот рифф, и он, мне кажется, каким-то недооцененным. Его не часто разбирают в гитарных журналах, не смотря на то, что он, как мне видится, очень классически пейджевский. После Custard Pie он кажется несколько медленным и воспринимается как некая передышка.

   6. Out Of Titles   

Еще одна отличная вещь, которую явно недооценивают редактора гитарных журналов. После Living Loving она кажется небольшим взрывом с шестнадцатыми нотами, просто хеви метал.

Буду честен, в том такте где присутствуют паузы, я обычно не держу фа-диез, а хреначу переменным штрихом шестнадцатые ноты по приглушенным струнам. Это конечно происходит не каждый раз, но очень часто.

   7. Four Sticks   

Очень неожиданно для самого себя, после Out Of Tiles я сваливаюсь в другую тональность с риффом, который весьма сильно извратил относительно оригинального. Однако, Джимми и сам столько раз и настолько сильно переделывал эту песню, что плюс минус шаг в сторону совсем не важно.

   8. Misty Mountain Hop   

Песня тяжелой судьбы. На альбоме она идет после “Лестницы в небо”, поэтому её, наверное, мало кто слушал по-настоящему, находясь обычно под впечатлением от предыдущей. А между тем, здесь очень сочный медиативный рифф, который можно играть часами, особенно если чего-нибудь принять на грудь. Я не уверен, что Джимми его играет с открытой пятой струной, и вообще берет что-то на седьмом ладу, но мне нравится именно такое звучание, более атмосферное что ли.

Рифф начинается откуда-то из-за такта. Поэтому чтобы стартовать его, я просто недодерживаю на одну восьмую этот долгий аккорд A5 из предшествующей Four Sticks.

   9. Dazed And Confused   

Я никогда не любил эту песню по настоящему. Но там есть один очень привлекательный момент когда после тягучего риффа все взрывается небольшой быстрой вставкой на аккорде B5. Какого-то такого же эффекта мне хотелось сделать и после тормозилова с Misty Mountain Hop. Но при этом я извратил оригинальный рифф Dazed And Confused. В моей версии там (вместо 3/4) все в 4/4 и 2/4 и к шестнадцатым нотам добавлено еще две. Получилось чем-то похоже на вступление из Black Sabbath “Paranoid”, скорее всего эта штука где-то жила в моем подсознании, когда руки автоматически стали хреначить этот смешной короткий рифф.

   10. Bring It On Home   

Еще один горячо любимый рифф. Я перескакиваю к нему после такта аккордом B5, заменяя такт с шестандцатыми нотами на шестнадцатые (и все что за ними) уже из этого риффа.

Джимми в рамках этого риффа, что на альбоме, что на концертах играл всякие вариации и наложения. Одно из них я выделил в самостоятельный рифф. Правда, я не уверен, что Джимми его играл с открытыми струнами, а то и вообще играл на октаву выше. Но меня это уже не очень интересует. Я чередую основной рифф с вариацией, и мне кажется это вполне хорошо звучит.

   11. How Many More Times   

В моей подборке встречается два разных риффа из этой песни. Разумеется, их разделяют фрагменты каких-то других вещей. К этому милому риффу я перехожу после основного (с шестой открытой) риффа из Bring It On Home. И для меня в этом примере есть что-то от Хендрикса или даже Бадди Гая с его Mary Had a Little Lamb, которуя я всю жизнь сообираюсь выучить, но никак руки не доходят.

   12. Immigrant Song   

Гениальный пример удивительной работы Пейджа, который сумел из одной ноты фа-диез и затейливого медиаторного штриха вылепить чумовой рифф. Он вроде бы выбивается на фоне предыдущей тональности Ми, и как бы является съездом в сторону с дороги, однако в варианте с парой пауэр-аккордов звучит вполне подходяще. Я конечно немного пододвинул аккорды на одну долю, но общее звучание риффа вроде бы сохранилось.

   13. Nobody's Fault But Mine   

Когда звучит рифф Immigrant Song то подсознание всегда ожидает разрезающего крика Роберта Планта. У меня роль этого крика играет вступление к Nobody's Fault But Mine, которое возвращает нас обратно в Ми. Буду честен, этот рифф играется мною явно не так как у Пейджа с всеми его октавами и наложениями. Более того, я подбирал его даже не по записи, а по каким-то смутным воспоминания о нем внутри своей головы. То есть просто когда сидел и само собой нота за нотой вышло что-то отдаленно похожее. Я не вижу в этом ничего зазорного, особенно если учесть, что сами цеппелины эту совсем не свою песню переделали до неузнаваемости.

В этом куске я стараюсь делать пальцевое вибрато чуть ли не на каждой ноте, от чего оно звучит как мяуканье. Стоит обратить внимание на блюзовую ритмику, которая здесь ой как вкусна.

   14. In The Evening   

Мне всегда нравилась и эта песня и этот рифф, похожий на то, как будто кто-то вылил на тебя ведро холодной воды. Но меня всегда бесило, что он сыгран на страте. Ну мне так кажется в следствие явно слышимой работы рычагом. Поэтому я никогда его не играл, ибо что это за пейджевский рифф, который нельзя сыграть на лесполе? А потом как-то само собой я что-то играл и у меня получился этот рифф именно на лесполе, причем я подбирал машинально, не понимая что я делаю, просто из каких-то воспоминаний. Типа в голове играет мелодия, ты ее на гитару, а потом понимаешь, что это вот из Пейджа. Который, разумеется играет все это по-другому. А я на хейгейне и с пауэр-аккордами.

Вся фишка тут в том, что я делаю пальцевое вибрато на аккордах, которые длятся больше восьмой. И когда беру барре на седьмом ладу безымянным пальцем, и когда случается пауэр-аккорд с открытой пятой струной (четвертую я вибрирую). Мне это вибрато именно здесь кажется весьма уместным и почти заменяет ощущение от стратовского. А так рифф чем-то похож на вступление к стрейтовской Money For Nothing.

   15. Whole Lotta Love   

Без этого риффа не бывает ни одной подоборки как цеппелиновских риффов, так и вообще исторических для тяжелой музыки. Многие даже считают, что этот едва ли не самый крутой рифф в истории и типа именно он был первым метал-риффом на свете. Почему бы и нет? Он даже в табах выглядит как будто из книги про Metallica. После In The Evening он производит впечатление настоящего взрыва. Просто как будто педаль газа в пол.

Я начинаю его сразу с аккорда, а не так как он стартует в самой песне. Но думаю это совсем не страшно. У Джимми есть две версии этого риффа, вторая подлиннее, там просто на такт больше пауэр аккордов в сочетании шестой открытой. Мне больше нравится короткая версия - она подинамичнее.

   16. How Many More Times   

После гонки с Whole Lotta Love этот рифф кажется очень медленным и тягучим. Мне постоянно хочется ускориться. В каком-то интервью Slash называл его своим любимым. Гениальная работа Пейджа когда он два такта подряд использует один набор нот в той же последовательности, но просто разный размер нот. Я не уверен, что он играет это на открытых струнах, а не в пятой позиции. Но меня привлекает смешная возможность использовать всего один палец левой руки (указательный). И опять таки блюзовая ритмика детектед.

   17. Dancing Days   

В песне How Many More Times рифф повторяется очень много много раз. И когда его играешь - он кажется бесконечным. И как-будто из него невозможно выбраться куда-то еще. Долгое время у меня так и было. Пока вдруг не образовалось радикальное решение. В первом из двух тактов риффа я превращаю последнюю ноту из четвертой в восьмую и добавляю к ней восьмушный аккорд совсем другого риффа. Это как прыжок в пропасть - совсем другая тональность и ритмика. Но мне неожиданно нравится и в этой неожиданности, опять таки есть что-то пейджевское, как мне видится в своей вселенной.

Этот рифф очень показателен по части того как я всю жизнь обходился с Пейджем. Он постоянно использовал необычные настройки и записывал кучу наложений. А я тупо ленивый человек постоянно пытался сыграть в стандартном строю склеив партии нескольких гитар в одну. Я как-нибудь покажу, что у меня на этом пути получилось сотворить с Misty Mountain Hop, Bron-y-aur и Rain Song. В песне Dancing Days была именно такая история. В нотах, что мне попались тысячу лет назад, я видел нестандартный строй и несколько гитар. Пришлось пораскинуть мозгами прежде из этого родился весьма прикольный рифф для одного леспола.

И, кстати, лет 15 назад я слышал какую-то популярную песню, то ли рэп, то ли арэнби, где вроде бы черный исполнитель использовал мотив этого риффа. Не помню кто.

   18. Black Dog   

Dancing Days странно ворвались в цепочку риффов, и также странно из нее вылетают, когда я перехожу к некому однотактовому риффу в Ля. Он немного чужой, поскольку не относится ни к какой конкретной песне, но при этом он на все сто пейджевский. Потому что это едва ли не самый популярный его ход, скакануть с аккорда A5 на ноту соль на шестой струне и потом обратно. Не сосчитать песен, где он это делает в той или иной форме. Например, Black Dog, Rock’n Roll, Gallows Pole и даже Custard Pie. Поэтому то, что в процессе игры Пейджа в мои руки сам собой пришел какой-то пейджеподобный рифф (а может и реально откуда то из какой песни) - это вполне логично.

Поиграв его несколько раз в роли связки между прошлым и будущим, я наконец то прихожу к риффу из Black Dog, который все таки склеен с этим куском из “ля-соль-ля”. Просто оригинальный рифф Black Dog, не смотря на всю свою прелесть, совсем не рассчитан на то, что его кто-то будет пилить по кругу без вокала. А вот когда к нему прицепляешь какой-то небольшой ритмичный кусочек, то все встает на свои места по части бесконечных повторов.

Буду честен, меня постоянно подмывает сыграть все это с открытыми струнами на первых двух ладах. И звук кажется мне более приближенным к оригиналу, и возможно Пейдж на записи делал именно так. Но на всех концертных видео (и во всех книгах) этот рифф идет в пятой позиции. Поэтому я по большей части тоже так его и играю. Хотя иногда срываюсь поближе к голове грифа.

В оригинале этот рифф играется ощутимо быстрее. Для меня лично сыграть его медленно весьма непросто. Удивительно, но некоторые вещи проще играть быстрее. Но медленнее полезнее, и оно выходит более раскаченным и драйвовым что ли, если все делать чисто и с нормальным вибрато.

У меня очень долго не получалось заставить оригинальный рифф звучать как следует. Джимми вроде бы записал там не одну гитарную партию, а наложения, из за чего все звучит не так как если бы вы играли в одну гитару. Но потом я стал больше заморачиваться на том бенде на пятом ладу третьей струны, делая его совсем истерично, как обычно никто не рекомендует делать бенды и вибрато, но стало получаться похоже на плантовские вибрирующие крики и мне стало нравиться.

Наигравшись вволю чередований модифицированного риффа и однотактовой самоделки “под пейджа”, после одного из бендов на третьем ладу шестой струны, я прогнозируемо ухожу на Heartbreaker… и весь круг повторяется заново.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное