JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:


Свет и тень:
беседы с Джимми Пейджем
Автор - Брэд Толински. Перевод - Сергей Тынку.

Музыкальная интерлюдия

ГЛАВНЫЕ ГИТАРЫ, УСИЛИТЕЛИ И ЭФФЕКТЫ ДЖИММИ ПЕЙДЖА
________________

Если большая часть гитаристов, когда речь идет об инструментах, склонна к тому, чтобы “подцепить побольше телочек”, то Пейдж культивировал свой небольшой, но энергичный гарем шестиструнных. Конечно, в течение времени у него случались романы на стороне, но гитарам, усилителям и эффектам из этого списка он был наиболее верен, с ними его чаще всего и фотографировали.

1960 Gibson Les Paul Custom

Эта “Black Beauty” была куплена новой в 1962 году за 185 фунтов, и именно она по большей части использовалась Пейджем в сессионной работе с 1963 по 1966 годы. Пожалуй, самыми заметными чертами этого “кастома” были громадное тремоло Bigsby и три звукоснимателя (а не два, как на других моделях Les Paul). В общих чертах, дополнительный датчик давал Пейджу больше разных оттенков и тембров, от ярких сверкающих верхов до шелковистых сглаженных низов и середины. В сессионные времена, он никогда заранее не знал, какого рода музыку ему придется играть, поэтому наличие под рукой большого количества вариантов звука имело решающее значение для успеха и заработка средств к существованию. По этой части гитара “в черном смокинге” была идеальным инструментом.

Всегда заинтересованный в улучшении звука, Пейдж сделал дополнительные модификации этой гитары. Уже во времена Led Zeppelin, он и американский гитарист/техник Джо Джеммер установили уникальную систему из трех переключателей, на первый взгляд, невероятных.

“Изначально на гитаре был один переключатель, который позволял Джимми просто выбирать один из датчиков”, - сказал Джеммер. “Я вытащил этот переключатель и поставил три переключателя “вкл/выкл”. Эта система позволяла использовать любую комбинацию включенных и выключенных датчиков”.

Пейдж так сильно любил эту гитару, что, опасаясь повредить, очень редко брал её на гастроли. Но дела у Led Zeppelin шли так хорошо, что он изменил своим принципам, отправившись с нею в тур с января по апрель 1970 года. К сожалению, случилась беда. “Когда мы направлялись в Канаду, её украли из грузовика в аэропорту, и в пункт назначения она не прибыла”, - стонет Пейдж, и его можно понять. Он дал заметное объявление в журнале Rolling Stones, пообещав вознаграждение за возврат инструмента, но результата не было. Он всегда вспоминает эту гитару как “большую рыбу, сорвавшуюся с крючка”.

1959 Telecaster (“The Dragon Tele”)

Джефф Бек подарил эту гитару Пейджу в 1966 году. Это было его главное оружие в Yardbirds, и на нем он играл в Led Zeppelin на концертах и в студии с 1968 года по май 1969. Изначально корпус был покрашен в белый цвет, но весной 1967 года Пейдж добавил туда восемь круглых отражателей, а потом в том же году содрал их и собственноручно раскрасил драконовской тематикой. На альбоме Led Zeppelin I по большей части слышна именно эта гитара. Также на ней было записано соло в песне “Stairway to Heaven”.

1959 Gibson Les Paul Standard (“Number One”)

”Это моя любовница, это моя жена”, - говорит Пейдж о своем главном лесполе. “Ничем невозможно заменить”.

Сложно сказать, откуда берется любовь с первого взгляда. В отличие от некоторых круто выглядящих стандартов с “огненными топами”, у пейджевского “номера один” отсутствие сногсшибательного вида компенсируется выдающимся звуком.

1959 года гитара цвета honey sunburst была куплена за 500 долларов в 1969 году у Джо Уолша, в будущем гитариста Eagles, а на тот момент игравшего в James Gang. С тех пор, её можно слышать на большинстве работ Led Zeppelin. К особенностям этого инструмента можно отнести тонкий овальный профиль грифа (и отсутствие серийного номера на голове), как следствие того, что Уолш стесал гриф до того, как продать гитару Джимми. Кроме того, на гитаре установлены колки Grover, которые стали Пейджу родными после его 1960 Les Paul Custom.

”Гровер более чувствительны”, - объясняет Пейдж. “И, малыш, они еще держат строй с тех самых времен - это говорит само за себя. В банде из троих, типа Zeppelin, ты не можешь иметь колки, которые спускают. Это одна из тех гитар, которой было суждено быть со мной. Джо Уолш просто настаивал, чтобы я её купил. И он был прав.”

Пейдж любил свою гитару, но не видел проблем чтобы отправить её на доработку. В восьмидесятых годах Стив Хойланд, его инженер по студийным делам, улучшил гитару, установив потенциометры тембра типа push/pull, позволившие переключать датчики “в фазу/провофазу”, что являлось неким приближением к звучанию Питера Грина и, конечно же, Би Би Кинга.

1959 Gibson Les Paul Standard (“Number Two”)

Что на сцене, что в студии, каждому гитаристу на случай технических неполадок или проблем со строем нужен приличный запасной инструмент. После продолжительных поисков гитары, достаточно хорошей для того чтобы быть второй скрипкой за спиной “номера один”, он в 1973 году наконец-то купил этот более темный янтарно-коричневый Les Paul.

На момент покупки “номер 2” был практически в оригинальном состоянии, но потом он, как и основной инструмент, был подвергнут ряду модификаций. Для начала его гриф был отшлифован так, чтобы в целом быть таким же на ощупь, как у “номера один”. А в начале восьмидесятых Пейдж решил кастомизировать распайку, чтобы гитара могла “выдавать все возможные звуки, которые можно придумать с двумя хамбакерами”. Пейдж спроектировал сложную систему переключения с разделением катушек, серийным и последовательным соединением, работой в фазе и противофазе. В результате, все потенциометры были заменены на специальные с переключением push/pull, плюс два специальных переключателя были спрятаны под пикгардом. Таким образом инструмент воспроизводил невероятно широкий диапазон звуков от самых тонких верхов до жирнейших низов.

Harmony Sovereign H1260 FlatTop

Пейдж точно не помнит, когда и где он купил свою акустику Harmony, но не исключает, что это могло быть в каком-нибудь местном магазине во времена The Yardbirds. Более качественные акустики типа Martin и Gibson в Англии в то время было не достать, поэтому он схватил этот отличный респектабельный джамбо флэттоп. С глубокими басами и острым верхом, Sovereign сослужил Пейджу отличную службу, появляясь на студийных записях таких вещей как “Babe I’m Gonna Leave You”, “Ramble On”, “Friends” и, конечно, “Stairway to Heaven”.

1971 Gibson EDS-1275 6/12 Double-Neck

Не смотря на крайне редкое использование в студии, это один из наиболее культовых инструментов Пейджа. Объект многочисленных фотографий, эта гитара и выглядела хорошо и была чрезвычайно практична. Во многих великих композициях Пейджа по ходу песни он часто переключался между шести- и двенадцати- струнными гитарами. В студии это легко, а вот также молниеносно поменять гитару во время живого выступления было невозможно. Использование Gibson с двумя разными грифами с шестью и двенадцатью струнами, позволило делать это на концертах легко и красиво. И хотя изначально Пейдж приобрел эту гитару для исполнения живой версии “Stairway to Heaven”, вскоре на концертах он стал играть на ней “The Song Remains the Same” и другие вещи.

1965 Fender Electric XII

Поскольку Джимми не играл на двугрифовом гибсоне в студии, то возникает вопрос, что за 12-струнную электрогитару он использовал для записи таких песен как “Thank You”, “The Song Remains the Same”, “When the Levee Breaks” и “Stairway to Heaven”? По словам Пейджа его выбором был санберстовый Fender Electric XII, приобретенный, когда он еще был Yardbirds.

Эта гитара редко попадала в объектив фотографов, и от того её появление на публике в 2009 году получилось крайне эффектным. Джимми стряхнул с нее нафталин чтобы на церемонии введения Джеффа Бека в Зал Славы Рок-н-рола сыграть “Beck’s Bolero” и “Immigrant Song”.

1961 Danelectro 3021

Сделанная из мазонита и тополя, Danelectro часто рассматривалась как дешевая бюджетная гитара, но это не помешало Пейджу разглядеть её потенциал. Тяготеющая к инструментам с пустотелым твангом, чей звук был ближе к подключенной в усилитель акустике, эта гитара использовалась для живого исполнения песен где нужен был “ситарный“ строй “Рэ-Ля-Рэ-Соль-Ля-Рэ”, в том числе для попурри “White Summer/Black Mountain Side” и “Kashmir”. Также он играл на этой гитаре слайдовые вещи, такие как “In My Time of Dying”. В 1982 году оригинальный бридж Danelectro из нержавеющей стали был заменен ради более точной настройки на Leo Quan Badass с индивидуально регулируемыми седлами каждой струны.

1953 Fender Telecaster

Единственный инструмент, который мог бы побиться за первенство с пейджевским “номером один”. Этот коричневый телекастер был куплен в ноябре 1975 года и использовался в “Hot Dog” и “Ten Years Gone” в американском туре 1977 года. Через два года в 1979 году для концертов в Небворфе Пейдж поставил на него гриф от “драконовского“ телекастера.

Самой знаменитой вещью в отношении этого телекастера является установленное на него устройство B-Bender, которое позволяло Пейджу подтягивать вторую струну выше на целый тон (два лада) с ноты Си до До-диез, что звучало близко к педал-стил гитаре. Однако, Пейдж использовал этот девайс, чтобы создавать его собственные замысловатые текстуры, хорошим примером которых может считаться скользящее соло в песне Роберта Планта “Sea of Love” .

С точки зрения звука, коричневый телекастер возможно не особо отличался от “номера один”, но тут было еще одно обстоятельство. После Led Zeppelin Пейджу было интересно попробовать “встать на новые рельсы”, и он использовал этот телекастер в качестве основной гитары во время тура ARMS в 1983 году, продолжая потом фокусироваться на нем в течении большей части восьмидесятых годов в проекте Firm и гастрольном туре Outrider.

Усилители и эффекты

Есть что-то дурацкое в попытках угадать какие усилители использовались при записи той или иной песни Led Zeppelin. Потому что Пейдж не может вспомнить, ну или предпочитает держать людей в неведении - он редко говорит об усилении. При акцентировании на этой теме он, шутит, что стоит только что-то упомянуть, так их тут же все раскупят, и ему самому потом будет сложно найти подходящий на замену.

Однако, некоторые вещи мы знаем наверняка. В Британии в шестидесятые годы Vox AC30 был почти в каждой студии и почти на каждой сцене. Во времена Yardbird Джимми, как и его современники, использовал версию с Top Boost (или Brilliance), что добавляло стекла и звона в саунд. Поначалу этого 30-ваттного комбика хватало, но позже площадкам побольше потребовалась дополнительная громкость. И в первых турах Led Zeppelin Пейдж играл через головы Arbiter Power One Hundred и кабинеты с четырьмя двенадцати-дюймовыми динамиками. Также в это время он использовал 120-ваттный усилитель Vox UL-4120.

На гастролях по Соединенным Штатам были свои сложности. К их числу относились расходы на транспортировку оборудования. Поэтому в Штатах Пейдж играл на аппарате, сделанном в Америке. На сцене его можно было увидеть в мешанине усилителей и колонок Rickenbacker, Univox и Fender.

Иногда Джимми ощущал, что серийные модели не могут удовлетворить его нужды, поэтому требовались тюнингованные или сделанные на заказ усилители. Первым из таких стал Hiwatt Custom 100 “Jimmy Page”. У него была педаль, включающая режим буста, из-за чего отпала необходимость в примочке фузза. Джимми играл на нем в турах с 1969 по 1971 годы, пока не перешел на 1959 Marshall Super Lead, который ассоциируется с ним чаще всего.

Педали эффектов обеспечивали новые звуки и текстуры, которые Джимми в течении нескольких лет получал из определенных примочек. Фузз и вау стали первыми типами гитарных эффектов на рынке, соответственно Пейдж использовал Sola Sound Tone Bender и Vox Grey Wah. Другим новым изобретением того времени стал ленточный дилэй. После экспериментов с разными моделями Джимми остановился на Maestro Echoplex EP-3.

Творческие комбинации этих эффектов могли привести к ранее неслыханным звукам. Особенно экзотичной была связка из Echoplex и терменвокса Sonic Wave, электронного музыкального инструмента, где расстояние между руками исполнителя и парой антенн управляло звучанием в духе “то как зверь она завоет, то заплачет как дитя”. Классический пример этих жутких звуков тревожной сирены можно услышать в средней части студийного и концертного вариантов песни “Whole Lotta Love”.



Содержание





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное