JIMI 
   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

Rickenbacker
Electric Guitars: The Illustrated Encyclopedia
Автор: Tony Bacon
Перевод: журнал Guitars Magazine


Компания Rickenbacker известна прежде всего своими гитарами 1950-х и популяризацией электро-двенадцатиструнки через выступления таких групп, как The Beatles и The Byrds в 60-е годы.

Адольф Рикенбекер (Adolph Rickenbacker) родился неподалеку от Базеля в Швейцарии в 1886 году, но еще в детстве его увезли в США. Примерно в 1918 году он переехал в Лос-Анджелес и в 20-ых открыл там успешную штамповальную мастерскую, выпускавшую металлические и пластиковые детали. Одним из его главных клиентов была лос-анджелесская компания National.

Именно в National Джордж Бичемп (George Beauchamp) и Пол Барт (Paul Barth) собрали первый магнитный гитарный звукосниматель. Их эксперименты привели к созданию звукоснимателя из пары подковообразных магнитов, охватывавших катушку, струны в этой конструкции проходили сквозь подковы. Рабочую модель датчика Бичемп и Барт сделали к середине 1931 года.

Другой сотрудник National, Харри Уотсон, сделал из бруса клена гавайскую гитару, на которую можно было установить этот датчик. То была знаменитая деревянная «Сковородка» (Frying Pan), названная так из-за характерной округлой небольшого размера формы корпуса и длинного грифа. Она стала первой гитарой с электромагнитным звукоснимателем, и в этом смысле является предшественницей и родоначальницей всех современных электрогитар.

Чтобы пустить эту гитару-прототип в серийное производство, Бичемп, Бар и Адольф Рикенбекер объединили усилия. В конце 1931 года, незадолго до того, как Бичемпа и Барта уволили из National, они учредили компанию с непонятным названием Ro-Pat-In. Летом 1932 года Ro-Pat-In начала серийный выпуск «сковородок» с литым алюминиевым корпусом с установленным на нем подковообразным звукоснимателем. Эти лэп-стил-гитары от Ro-Pat-In являются, таким образом, первыми серийными электрогитарами с электромагнитными звукоснимателями, запущенными в массовое производство.

На голове грифе первых экземпляров Frying Pan обычно писали Electro, поэтому сегодня музыканты и коллекционеры называют их гавайкам Electro. К 1934 году на голове стали размещать и лого Rickenbacker (иногда в спеллинге, читающемся «Рикенбахер»). В тот же год имя фирмы было изменено – вместо странноватого Ro-Pat-In она получило вполне логичное название Electro String Instrument Corporation.

Примерно в это же время Electro делала и «испанские» электрогитары – арк-топы с деревянным корпусом. Где-то в 1932 году появилась первая в своем роде гитара Electro Spanish, а через три года последовала модель Кена Робертса (Ken Roberts), по имени сессионного гитариста. В те годы появилась первая синтетическая пластмасса, бакелит, и Electro в 1935 году начали использовать этот материал для своих гавайских лэп-стилов Model B и Electro Spanish (также получившей название Model B). Electro Spanish Model B стала по сути первой «цельнокорпусной» электрогитарой.

Во время Второй мировой войны Electro выполняла правительственные заказы, по ходу дела расширив свою фабрику в Лос-Анджелесе. После окончания войны Адольф Рикенбекер решил не возобновлять выпуск многих своих музыкальных инструментов, включая большинство не пользовавшихся особым спросом «испанских» электрогитар. В 1946 году он разменял седьмой десяток, и начал подумывать о продаже «музыкальной» части своего бизнеса.

Покупателем стал Фрэнсис Кэри Холл (Francis Cary Hall), семья которого переехала в Калифорнию, когда ему было 11 лет. В 20е годы он открыл свою радиоремонтную мастерскую, Hall’s Radio Service. Развитие этого бизнеса логично переросло в создание оптово-закупочной компании, занимавшейся дистрибуцией электроники - Radio&Television Equipment Co (Radio-Tel), которую Ф.Холл учредил в Санта Ана, графство Орандж, в 1936 году.

Позанимавшись некоторое время продажей гитар и усилителей Fender, Холл начал переосмысливать свое дело. Основываясь на собственном опыте, он понимал, что этот бизнес может быть успешным не только с точки зрения дистрибуции, но и собственно производства музыкальных инструментов. Так он пришел к покупке в 1953 году у Адольфа Рикенбекера Electro String Instrument Corporation, фабрика компании тогда по-прежнему находилась на South Western Avenue в Лос-Анджелесе.

Где-то в начале 1954 года Electro для разработки нового дизайна электрогитар Rickenbacker наняли гитарного мастера-уроженца Германии Роджера Россмейсла (Roger Rossmeisl), ранее работавшего на Gibson. В том же году компания выпустила свои первые «современные» электрогитары, двухвырезные с полированным топом Rickenbacker Combo 600 и Combo 800. Название очень точно отражало суть этих инструментов, сочетавших подковообразные звукосниматели и практически квадратный гриф ранних гавайских лэп-стил гитар с формирующимся перспективным стилем цельнокорпусных «испанских» электрогитар. На пере этих гитар впервые появился фирменный «подчеркнутый» логотип Rickenbacker, который используется и в наши дни.

Следующим шагом в развитии Electro стал отказ от неуклюжих подковообразных датчиков и переход к более подходящим звукоснимателям. Первой «испанской электрогитарой», на которой были установлены такие звукосниматели, стала модель Combo 400, презентованная в 1954 году. Другим нововведением стала сквозная конструкция грифа этого инструмента, ставшая затем фирменным отличительным знаком многих цельнокорпусных моделей Rickenbacker.

В 1957 году появились новые модели – Combo 650 и Combo 850 с профилем верхнего выреза корпуса типа «широкий полумесяц». Эта форма в различных воплощениях и размерах будет постоянно использоваться Rickenbacker вплоть до сегодняшнего дня.

В 1958 году появилась целая серия новых моделей, заложившая основу успеха Rickenbacker в 60-е и последующие годы. Дизайнерские заслуги разработки этих полуакустических (thin hollowbody) инструментов принадлежат в первую очередь Россмейслу.

Для этих новых гитар - Capri - он придумал специальную технологию. Отказавшись от традиционных методов изготовления инструментов с полым корпусом, он работал с уже наполовину вырезанной заготовкой древесины – обычно это были два соединенных вместе бруса клена, которые обрезали по контурам будущего корпуса, частично выбирая древесину с обратной стороны. На следующей стадии, после того как монтировалась электроника, к заготовке присоединяли отдельную заднюю часть и вклеивали гриф. Первым новым Rickenbacker Capri стала модель 325 с небольшим корпусом, короткой мензурой и тремя звукоснимателями. Эта гитара сыграет большую роль в истории компании, когда через несколько лет такой инструмент окажется в руках у Джона Леннона.

Вся 12-модельная линейка Capri была запущена в 1958 году, причем от самого этого названия вскоре отказались. В линейке было три модельных ряда:

  • Уменьшенные (мензура 20,75)
    310 (два звукоснимателя), 315 (плюс вибрато), 320 (три звукоснимателя) и 325 (плюс вибрато);

  • Стандартные (мензура 24,75)
    330 (два звукоснимателя), 335 (плюс вибрато), 340 (три звукоснимателя) и 345 (плюс вибрато);

  • Делюкс (мензура 24,75)
    360 (два звукоснимателя), 365 (плюс вибрато), 370 (три звукоснимателя) и 375 (плюс вибрато).

325

330

360

В это время появляются два классических элемента дизайна Rickenbacker. Были разработаны новые звукосниматели-«тостеры», названные так по внешнему виду их верхней части, напоминавшей тостер видом сверху, и необычный двухуровневый пикгард, поначалу выпускавшийся из пластика броского цвета позолоты. Он состоял из основной пластины непосредственно на корпусе гитары, на которой монтировались ручки управления, и ее «второго уровня», приподнятого при помощи трех небольших стоечек, который предназначался для опоры кисти при игре. Еще одним характерным элементом, правда, присутствовавшим непродолжительно время, стали ручки контроля вроде тех, что устанавливаются на кухонных плитах, с указателями ромбовидной формы.

В 1960 году на некоторые гитары устанавливался стерео-эффект под названием Rick-O-Sound. Устройство разделяло выходные сигналы с некового и бриджевого датчиков, при этом специальный двужильный провод выводил их на два усилителя (или два канала). Моно- или стерео-сигнал выхода с оснащенных системой Rick-O-Sound «Рикенбекеров» коммутировался при помощи специального двойного джека. Летом 1962 года фабрика переехала с South Western Avenue Лос-Анджелеса на Kluson Drive Санта Аны, близ головного офиса Radio-Tel. Вскоре после этого Роджер Россмейсл перешел на работу в Fender.

В 1963 году компания начала разработку 12-струнной гитары. Акустические двенадцатиструнки в то время уже существовали, а всплеск популярности фолк-музыки в начале 60х годов только усилил спрос на них. Электрические 12-струнки встречались гораздо реже. Первая такая гитара была сделана где-то в 1955 году небольшой фирмой Stratosphere, а в 1961 году Danelectro запустила свою модель Bellzouki. Знаменитый «двенадцатиструнный» звук давали струны, дублировавшиеся через октаву и в унисон, что создавало эффект звучания двух гитар.

Для двенадцатиструнной гитары Rickenbacker Дик Берк (Dick Burk) придумал блестящую идею модификации головы грифа, сохранявшей шесть колков там же, где обычно – по три с каждой стороны, но при этом с лицевой части пера были добавлены два параллельных канала, и в итоге получалось, как будто прорези для колков классической гитары были сделаны только наполовину глубины. Берк присоединил второй набор колков под углом 900 к первому, струны, как у той же классической гитары, наматывались на валы колков в прорезях. Эта конструкция помогла решить проблему, с которой сталкивались многие гитарные мастера, пытавшиеся сделать 12-струнный инструмент – голова грифа с шестью колками с каждой стороны получалась слишком тяжелой.

В 1963 году Rickenbacker сделали по меньшей мере три таких экспериментальных модели. Первая из них досталась певице, руководившей собственной группой, исполнительнице на скрипке и гитаре Сьюзи Арден, ее программа Suzi Arden Show, оборудование для которой полностью поставляли Rickenbacker, регулярно шла в Golden Nugget в Лас-Вегасе.

В феврале 1964 года Rickenbacker устроили отдельную экспозицию в отеле Savoy Hilton в Нью-Йорке специально для демонстрации своего оборудования Beatles. Прибытие группы в США для участия в шоу Эдди Салливана и трех концертов сопровождалось невиданными прежде сценами безумства фанов. Джорджу Харрисону, несмотря на то, что он на выставке побывать из-за проблем со здоровьем не смог, по ее итогам достался специальный приз – одна из экспериментальных двенадцатиструнок компании на основе модели 360.

Досталась новая гитара и Джону Леннону – черная 325-я модель с новой схемой распайки с пятью ручками управления, она заменила поистрепавшуюся на гастролях 325-ю, на которой он играл большую часть раннего периода карьеры группы. Компания также обещала выслать Леннону 12-струнную версию 325-й, как только она будет сделана – в единственном экземпляре, лично для него. Еще один экземпляр 12-струнки на основе модели 360 менеджер «битлов» Брайан Эпштейн заказал для другого своего подопечного, Джерри Марсдена из группы Garry & The Pacemakers.

В двух выступлениях в шоу Эдди Салливана в Нью-Йорке Леннон играл на своей старой гитаре, но на следующем концерте в Майами дебютировала его новая 325-я с пятью ручками. Выпуски шоу Салливана были страшно популярны, аудитория каждого из них достигала беспрецедентной для американского телевидения цифры в 70 млн зрителей. Понятно, что когда босс Rickenbacker Ф.Холл смотрел трансляцию выступления группы из нью-йоркской студии, он мог позволить себе скромную улыбку.

После во всех отношениях успешного вторжения в Соединенные Штаты The Beatles вернулись в Британию, и Харрисон с успехом играл на своей двенадцатиструнке на новых записях – на ней сыгран и ставший классическим аккорд вступления титульного трека альбома A Hard Day’s Night. Последовала лавина популярности 12-струнок Rickenbacker. Во второй половине 60х гг. эти гитары пользовались популярностью и у других британских гитаристов, включая таких известных, как Дэнни Лэйн, Хилтон Валентайн, и конечно, Пит Таунсенд.

В 1964 году Rickenbacker официально ввели 12-струнку в свою линейку – модели 360/12 (на базе 360 модели с двумя датчиками), 370/12 (три датчика) и 450/12 (цельнокорпусная с двумя датчиками). В это же время компания начала поставлять экспортные версии некоторых моделей британскому дистрибьютору Rose-Morris, просуществовавшему до 1969 года. Это было бы ничем не примечательное обстоятельство, если бы эта британская фирма не заказывала инструменты с настоящими эфами, а не обычными для Rickenbacker резонаторными отверстиями в форме рубца. Такие инструменты с тех пор стали предметами коллекционирования.

Начиная с 1964 года Rickenbacker ввели новый стайлинг для моделей категории «делюкс» (360-я, 360/12, 365, 370, 370/12 и 375-я) – обтекаемый, менее «угловатый» вид верха, окантовка апертуры и заднего (только лишь) борта корпуса. Разработанный для удобства музыкантов «обтекаемый» дизайн стал основным серийным стилем моделей «Рикенбекеров» начиная с 1964 года выпуска. Инструменты «старого» образца (окантовка верхних и нижних бортов, «острые» кромки) можно было заказать отдельно. Годом ранее Rickenbacker также ввели новую броскую форму струнодержателя в виде большой буквы R.

В 1965 году название дистрибуторской компании было изменено, вместо Radio&Television Equipment Co она стала называться более логично Rickenbacker Inc, а в 1966 году сейлз-офис поменял адрес в Санта Ане. Производственное подразделение по-прежнему называлось Electro String.

В 1970 году была выпущена «цвето-музыкальная» гитара с прозрачным пластиковым корпусом, внутри которого были смонтированы гирлянды психоделических расцветок, пульсировавшие в такт частотам извлекавшихся нот. Такую «цветомузыкальную» 12-струнную гитару с наклонными ладами и тремя звукоснимателями Rickenbacker сделали Роджеру Макгину (Roger McGuinn), он играл на ней Eight Miles High в финале выступлений Byrds в начале 70х. Это был, наверное, самый чудной «Рикенбекер» за все время существования компании – что, на самом деле, означает, что это есть редкий зверь, если учесть, сколько странных и весьма специфических инструментов вышло с фабрики Rickenbacker в Санта Ане.

В это же время спрос на «Рикенбекеры» начинает падать. К счастью для компании, в начале 70х стали популярны выпускавшиеся ею бас-гитары. Производство в Санта Ане снова развернулось во всю силу, но теперь упор делался на четырехструнные модели.

В 1973 году появляется новая форма корпуса, правда, действительно новой она была лишь для линейки шестиструнных Rickenbacker. В модели 480 применялся стайлинг с характерным удлиненным верхним рогом, популяризированный бас-гитарами компании, которые начали выпускать еще в 1957 году.

В 60-е годы для отдельных клиентов Rickenbacker по спецзаказу было сделано несколько двухгрифовых инструментов, но серийные такие гитары появились только в 1975 году. Они выпускались двух видов: корпус модели 4080 опять позаимствовали у бас-гитары, а у 362-й увеличили до привычных размеров 360-й.

В 1963 году Rickenbacker предприняли робкую попытку воссоздания своих старых моделей, которые, как заметили в компании, пользовались все большим спросом у коллекционеров винтажных инструментов. Новое поколение гитаристов тоже стало обращаться к «Рикенбекерам», и это способствовало возврату в 80-х годах к вершинам прежней популярности. Одними из самых заметных и значимых музыкантов, игравших в это время на инструментах компании, были Питер Бак (Peter Buck) и Джонни Марр (Johnny Marr). Острый, резкий ритм Rickenbacker снова был в основе самых ярких предложений поп-рынка.

В 1984 году, когда управление компанией официально перешло к сыну Ф.Холла Джону, работавшему в Rickenbacker с 1969 года, была изменена ее бизнес-структура. Джон учредил новую компанию, Rickenbacker International Corporation (RIC), которая выкупила имеющие отношение к гитарам подразделения Rickenbacker Inc. и Electro String. В 1989 году Rickenbacker перевезли свою фабрику с Kluson Avenue, где она находилась 27 лет, разместив предприятие вместе с головным офисом на углу South Main и Stevens в Санта Ане.

Новой темой периода конца 80х стал выпуск нумерованных мелкосерийных подписных инструментов. К сегодняшнему дню Rickenbacker выпустили восемь подписных моделей тиражом от 250 до 1000 экземпляров: Pete Townshend (1987), Roger McGuinn (1988), John Kay (1988), Susanna Hoffs (1988), John Lennon (1989), Tom Petty (1991), Glenn Frey (1992) и Carl Wilson (2000).

Кроме того, в настоящее время реализуется настоящая правильная программа переиздания винтажных моделей. Идея продуманной линейки соответствующего переиздания знаменитых моделей Rickenbacker относится к 1984 году, когда вышло три таких переиздания. Это были 325V59 (сейчас она называется 325V59 Hamburg в память о том времени, когда на ней играл Джон Леннон), 325V63 (сейчас 325V63 Miami, поскольку в выступлении именно в этом городе Леннон впервые сыграл на таком инструменте), и 360/12V64. Буква V в названии означает переиздание оригинальной модели, в данном случае 1959 года. К моменту написания этой статьи серия переизданий достигла уже девяти моделей, включая 350V63 Liverpool, 12-струнку 350/12V63, 360V64, 381V69, 381/12V69 и 1997SPC.

В 1992 году Rickenbacker разработали новую серию 650 24-ладовых инструментов. Корпусом они похожи на первые 400е и 600е модели типа cresting wave («гребень волны»), но обладают более широким грифом и мощными датчиками, чтобы конкурировать с основными соперниками. Эти гитары входят в линейку Rickenbacker и теперь, дополняя набор классических неувядающих гитарных моделей компании.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное