JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

11.08.2014
   Гитары   
Crafter SA-QMMS, CT-120/TBK
Исследовал - Сергей Тынку

Инструменты с толщиной корпуса как у электрогитар-“досок”, но при этом выдающие акустическое звучание, всегда казались мне весьма интересным классом гитар. И при этом каким-то незаслуженно обойденным вниманием.

Конечно, на свете зачем-то существует миллиона два скептиков, которые поют свою вечную песню о том, что любая полноценная акустика все таки будет звучать живее и натуральнее, нежели все эти тощие сестры. Понятное дело, нормальный стейк всегда вкуснее котлеты. Вопрос только зачем сравнивать котлету со стейком? Вы сравните ее с костью и скажите, что вам больше нравится.

Инструменты с тонкими корпусами сделаны для тех, кто любит электрогитары, кто привык к их размерам. Поэтому сравните звук тонких акустик с чистым звуком обычной электрогитары, что телекастера, что полу-акустики, и вы обалдеете от того как здорово будет звучать тонкая акустика. Звук чистый как душа младенца. Если, конечно, этот младенец не дитя ада, что попадается сплошь и рядом на каждом шагу.

В разное время у меня были две такие гитары. Это Gibson Chet Atkins SST и Godin Multiac CS-SA Slim. Причем у Gibson была весьма интересная судьба. Эта гитара пришла ко мне из PetroShop, потом я продал ее Диме Фролову, затем через несколько лет Дима с моей подачи продал ее Владимиру Холстинину, у которого еще через несколько лет (опять таки с моей помощью) купил Дима Казачков, у которого она до сих пор и живет.

Сейчас у меня нет гитар такого типа, но интерес к ним остался. Поэтому когда в зоне видимости появляется нечто похожее, например Taylor T5, то я стараюсь попробовать. Ясное дело, когда обнаружилось, что в магазинах дружественной компании Динатон есть гитары Crafter именно такого типа, то я не удержался и выпросил два инструмента на пробу. И даже успел слетать с одной из этих гитар на море, сделав соответствующую фотосессию.

Надо сказать, что ранее я не держал в руках ни одной гитары Crafter, хотя название безусловно слышал. О том, что у них есть широченная линейка тонких электро-акустик я даже не подозревал. Хотя они там в изобилии просто. Самых разных цветов и рисунков топа. С металлическими струнами и с нейлоновыми. С дополняющими пьезо-датчик синглами типа Lipstick или P-90 (либо без них). Одним словом, есть из чего выбрать.

Самое первое на что я обратил внимание, столкнувшись с этими Crafter - это вес. Помню, повесив на себя две чехла с гитарами (модели SA-QMMS и CT-120/TBK), я понял, что в сумме они весят меньше нежели один Gibson Les Paul. Причем речь идет о Les Paul с корпусом с пустотами - за день до Crafter я ездил с таким по городу и поэтому ощущения моих плеч были весьма свежими.

Достав гитары из чехлов, я понял причину малого веса. Это пустые внутри корпуса как у традиционных акустик. У тех же Gibson Chet Atkins SST и Godin Multiac CS-SA Slim, которые были у меня ранее с весом было все в порядке, они были по весу как обычные электрогитары и корпуса у них были цельные.

Не надо быть очень наблюдательным человеком, чтобы заметить, что дизайн Crafter SA-QMMS заимствован у Taylor T5. Правда ценой эти гитары очень сильно различаются. Crafter стоит 29.500 руб, а Taylor раза в три дороже.

Другим бросающимся в глаза различием двух гитар является расположение сингла. У Taylor этот датчик можно назвать бриджевым, в то время как у Crafter это нековый. Если отстранится от конкретных гитар, то мое лично мнение состоит в том, что когда на гитаре всего один датчик, то его лучше поближе к грифу для инструментов ориентированных на чистый звук, и поближе к бриджу, если речь идет о гитарах для дисторшен. Посмотрите на гитары с одним датчиком - на джазовых он обычно нековый, а на рокерских он бриджевый. Поэтому меня немного удивляет позиция сингла на Taylor.

Еще одной разницей во внешности Taylor и Crafter является расположение органов управления. В отличие от Taylor с ручками в месте там, где у Les Paul бывает переключатель звучков, у Crafter все убрано на боковую часть корпуса, как это обычно бывает на акустических гитарах с пьезодатчиком.

Регуляторы на SA-QMMS вполне логичные - громкость, эквалайзер на три полосы, баланс между пьезой и синглом, кнопки фазы и глушения. Для тех, кто играет на акустиках, все очень привычно и стандартно.

А вот бридж у Crafter возможно покажется необычным для большинства нынешних акустических гитаристов. Дело в том, что он на Crafter устроен не на системе “с пробками” как на большинстве акустик, а просто “струны сквозь бридж”. У меня так было на советских акустических гитарах. Также это применяется гитарах Ovation. Мне сложно сказать, почему большая часть производителей акустик использует пробки - ведь это так неудобно при замене струн - их не сразу вытащишь, плюс легко сломать или потерять. В общем, я голосую за систему без пробок.

Гриф у Crafter на ощупь вполне электрогитарный и мало отличается от каких-нибудь фендеровских. Струны как мне показалось, стоят на SA-QMMS совсем не акустические, но при этом они явно толще тех, что стоят на большинстве электрогитар. Мне показалось, что это калибр с первой струной “двенадцать”. Струны лежат очень низко и ничего не дребезжит. Не смотря на то, что гитара выглядит близко к акустике, левая рука так и хочет поделать всякие бенды и вибрато.

Без подключения к усилителю этот инструмент звучит не громчке обычного леспола, то есть как обычную акустику его использовать не получится. Ну если только ночью на кухне “для себя” позаниматься чтоб никто не слышал.

Я подключал этот инструмент к ламповому стеку Marshall и к обычной домашней хай-фай системе. Если играть в Marshall исключительно на сингле, то звук один в один как у полу-акустик, только более сочный и более гибкий за счет активного эквалайзера. Можно прибавить или убавить любых частот. У меня дома лежит Gibson ES-339 - характер звука “один в один”, но только у Crafter “больше тела”, что неудивительно, поскольку корпус Crafter, не смотря на свою “тонкость”, все же ощутимо потолще нежели у ES-339 или ES-335.

Описать саунд пьезодатчика в этой гитаре несколько сложнее. Я бы назвал этот отдельным типом звука. Представьте себе шкалу с разными типами хамбакаров в применении к перегрузу. Например, если выстраивать их по шкале от “совсем легко” до “тяжело до предела”, то можно построить такой ряд:

  • Fender Wide Range
  • Gibson 57 Classic
  • DiMarzio Air Norton
  • Seymour Duncan JB
  • EMG 81

Все датчики очень разные, но невозможно сказать, какой из них лучше - они просто под разные руки, звуки и задачи.

Если говорить о чистом звуке, тем более акустическом, то обычно принято ругать звучание пьезозвучание гитар, которые без пьезы не звучат. Я считаю это неправильно, просто это другой звук, не такой как у акустической гитары, но при этом не менее прикольный. Играть таким звуком (причем на этом Crafter) на концерте - очень легко и приятно. Записываться в общем тоже можно если конечно речь идет на о сольном альбоме акустической гитарной музыки. Если сравнивать звук с разного рода полу-акустиками, то он убирает любую. Шире частотный диапазон, чище и прозрачнее звучание каждой струны, акустическая глубина во всей ее натуральной окраске.

Пальцевая игра, медиаторные вещи - все это идет на ура, и если честно, то звучит намного более привлекательно обычных полу-акустик. А ведь все эти джазовые дела по началу и начинались на акустиках. И продолжались потом на акустиках, но уже со звукоснимателями. Джаз на акустиках - он жив до сих пор. Но вот почему люди, играющие на чистом звуке, используют джазовые полу-акустики - для меня это загадка. Ведь на гитарах подобных этому Crafter и чистый звук лучше, и возможность регулировать эквализацию, и возможность смешивать со звуком сингла - то есть очень много всего гибко настраиваемого и хорошо звучащего.

С перегрузом эта гитара тоже звучит, как бы неожиданно это не было для вас. Но, конечно, вы ощущаете сингловый фон. Нельзя сказать, чтобы на этом инструменте очень хорошо выходили хайгеновые риффы, хотя глушение, флажолеты и прочие вещи выскакивают на ура. Сингл изначально стоит весьма далеко от струн, но на задней части корпуса есть два винта - я подкрутил их, датчик стал поближе к струнам и зазвучало все получше. Обычно так звучат с перегрузом разные полу-акустики. А почему собственно говоря, должно быть по-другому если у Crafter корпус совсем не толще чем у полу-акустик?

Наверное, вряд ли кто-то будет постоянно играть на таком Crafter с перегрузом, но какие-то иногда краски добавить можно вполне. Сыграть, например, “The Man Who Sold the World" в версии группы Nirvana. Или что-то из Jack White. Примеров такого типа звучания при желании можно нарыть весьма и весьма много. Я вспоминаю СССР, когда люди пытались играть на акустиках нечто перегруженное. Если бы им дали такие гитары как Crafter, то возможно наш русский рок ныне был бы и не только русским, а каким-то более менее международным.

Al Di Meola - вот какое имя всплыло у меня в голове, пока я играл на этих гитарах. Его около джазовые вещи на очень похожих по своим принципиальным вещам Ovation - такого рода музыка просто идеально шла бы на этих гитарах. Причем надо учесть, что Al еще и электрический гитарист, много отдавший времени пилежке на PRS и Gibson Les Paul. Поэтому если вы играете на электрогитаре, привыкли к ее размерам, вам комфортно с усилителями, то такого рода гитара как Crafter вам будет вполне удобной.

Еще более удобной покажется вам модель CT-120 - она меньше размером, ее корпус практически такой же как у леспола. Помимо размеров CT-120 отличается от SA-QMMS отсутствием сингла. Но зато есть встроенный тюнер. Струны на CT-120 в отличие от SA-QMMS стоят акустические, бронзовые. И если SA-QMMS внешне ближе к Taylor T5, то CT-120 больше ассоциируется с Gibson Chet Atkins SST.

Не смотря на то, что корпус у CT-120 меньше, ее звучание, даже чуть более глубокое и “акустическое” нежели у SA-QMMS, думается это за счет бронзовых струн. Но в целом гитары невероятно близку. Я бы сказал, что CT-120 это немного более простая версия, она и стоит поменьше и сингла на ней не имеется. А вот SA-QMMS может абсолютно все, что только представимо по части чистого звука.

Мне не к чему придраться в этих гитарах Crafter. Все сделано безупречно. Они красивы, удобны, ничего не дребезжит и звук прекрасный. К тому же они не стоят каких фантастических денег. Единственное, что может смутить - это бренд Crafter и надпись “Made in Korea”. Однако, так уж ли это все страшно? Стив Вай играет регулярно на Корейских электро и Китайских акустиках, Metallica не стесняется брать в руки LTD. Мир в общем очень сильно меняется.

Я давно не устаю повторять, что ныне Корея, совсем не та страна, что лет 15 назад. И гитаростроение там вышло на существенно новый уровень. Они делают телевизоры, мобильники, компьютеры и автомобили на вполне сномном мировом уровне. Неужели научиться делать гитары такое уж сложно дело? Вот уж не думаю. Ibanez, ESP и многие другие бренды делали в Корее инструменты профессиональной линейки. Эти гитары возможно не относились к лакшери-шедеврам, но для работы они подходили вполне. Качественные гитары, то что называется “без переплаты за бренд и надпись made in usa”.

Я думаю, лет через 20 в Америке вообще не будут делать гитар. Все перенесется в Азию. Я был на фабриках Fender и Gibson в США и был в Японии на Ibanez и Takamine. Одни и те же станки, одни и те же технологии. Разница только в материалах и комплектующих. И то не всегда. Поэтому если загрузить Азию теми же комплектующими, то результат будет точно такой же. Никакого волшебства и романтики. Весь мир говорит на айфонах Made in China и никто не страдает.

Вообще, когда большинство гитаристов говорит об азиатском производстве, то они слабо представляют истинное положение дел. Им бы (гитаристам) вообще побольше играть, а поменьше говорить, но такова уж природа человека и его языкового органа. А между тем все производства гитар в Азии, весьма и весьма разные, следовало бы различать их концепции:

  • Хаотические кустарные производства - они появляются и исчезают каждый день, неизвестные бренды, непонятные материалы, но крайне низкие цены и это позволяет им присутствовать на рынке. Там много и подделок, и просто некачественных инструментов. Это самое дно гитарного рынка.

  • Фабрики, обслуживающие большие бренды - сборочные производства, владеющие всем необходимым запасом технологий, оборудования, подготовленного персонала, поставщиков нужного сырья. Это профессионалы, которые сделают вам, что угодно. Обычно к ним приходят разного рода Epiphone, Ibanez, Grestch (плюс многие другие) и говорят “вот у нас есть спецификации на такую модель, на нужно в определенный срок сделать определенное количество гитар”. Если к ним вдруг поступит заказ на копию Custom Shop Les Paul - то они купят нужные дерево с лаком и сделают не хуже. К таким фабрикам можно отнести, например, Cort. Многие знают гитары такого бренда, но не каждый в курсе, что в основном они зарабатывают на выпуске гитар для больших брендов совсем не под своими логотипами. Опять таки японская фабрика Fujigen, которая делает гитары для Ibanez, Line6, Gretsch, Epiphone, Vox, Yamaha, Fender Japan и моря других брендов.

  • Оригинальные азиатские бренды, которые ведут свою собственную игру и пытаются пробиться в мир большого гитарного бизнеса. Это наиболее интересная группа производителей. Они не боятся конкурировать с американцами, предлагая цены и решения (по дизайну и конструкции), которых нет в США. Пока в топы гитарного бизнеса пробились все два азиатских производителя - это Ibanez и ESP. Очень крутые позиции в акустиках у Takamine. И на подходе еще много интересных брендов. Например, Fernandes, которые делают качественные электрогитары. Aria постоянно ходят где-то рядом. Yamaha очень давно делает прекрасные гитары, которым просто не хватает грамотного промоушена.

Crafter относится именно к такому типу брендов, которые шли своим путем и разрабатывали оригинальную продукцию. В их истории нет ничего сенсационного. Все вполне тривиально. Сначала компания была маленькой, потом росла и росла. Люди просто работали. Развивались и росли. Труд, труд, труд. Начинали бизнес в начале 70-ых годов в домашних условиях. А сейчас у них свое громадное производство, рассчитанное минимум на 60 тыс гитар в год.

И, что показательно, основным рынком для Crafter является Великобритания, где продается более 10 тыс. гитар в год. Это очень крутой показатель, поскольку Британия по своим объемам является вторым гитарным рынком мира (после США). Но при этом если говорить о сложности работы на рынке, то Британия самый сложный рынок, одни только замуты с ценами в фунтами создают море проблем. А еще этот вечно пьяный народ, который по дороге в гитарный магазин, заглядывает в паб на футбол и там с концами. Поэтому то, чего добились там Crafter - это весьма почетно и для многих гитарных брендов предмет откровенной зависти.

Я взял на тестирование всего две гитары Crafter и те весьма специфического рода, а на самом то деле этот бренд занимается акустическими гитарами, коих в линейке очень много весьма разных. Любителям акустик будет где поковыряться на предмет осмысливания когда азиатские гитары начнут вытеснять американские. И это при том, что Takamine уже начал этот процесс. Я уверен, что Crafter продолжит эту борьбу. Это очень похоже на футбол. Посмотрите на последний чемпионат мира. Уровень выравнивается. Откровенно слабых команд практически нет. А что сделала Коста-Рика?

Поэтому шансы Crafter на выход в самые топы очень велики. Особенно сейчас когда американские производители (во всех сферах) горят в огне мировых кризисов со своими замечательными ценами. Все таки держать фабрику в Америке и в Корее - это две больших финансовых разницы.

Не исключен вариант, что одна из гитар Crafter обретет прописку в моем доме. Если честно, то к синему SA-QMMS очень неровно дышит моя жена. У нас как раз сейчас три года со дня свадьбы и поэтому у нее уже началося период воспоминаний о том, что я обещал ей до свадьбы. Помню, когда она переезжала жить со мной, то встал вопрос об имуществе - не все же его тащить. У жены была любимая синяя гитара (обожает она синие акустики) и какой-то серый кот. Она была уверена, что гитару я возьму, а кота придется отдать ее родителям.

А я решил так, что кот понравился и заберу в любом случае, даже если жениться не буду, а вот китайскую акустику за 50 долларов вряд ли имело смысл тащить в дом и поэтому “я тебе потом куплю нормальную гитару синюю”. Прошло три года, кот чувствует себя замечательно, а синей акустики в доме как не было так и нет. В этой связи Crafter - это удивительный случай когда инициатива купить гитару исходит не от меня, а от моей женщины. Но кому из нас нравится вспоминать древние обещания? Тем более чего только не пообещаешь девушке на первых этапах знакомства?





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное