JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

13.07.2014
   Сергей Тынку   
   История электрогитары (самая правильная)   
Гитарный усилитель

В отличие от курицы и яйца, где до сих пор нет определенности по поводу “что произошло раньше”, с электрогитарой и усилителем все намного яснее. Сначала появился усилитель. И только благодаря ему была придумана электрогитара, инструмент абсолютно беспомощный и бесполезный без усилителя.

Как и большинство вещей, окружающих нас в жизни, усилитель звукового сигнала также не мог не появиться на свет. Таков ход эволюционного движения человечества от хаоса и бытовой неустроенности к прогрессу и комфорту. Звукозапись, концертная деятельность, теле-радио-вещание - для всего этого и многого другого требовались усилители. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они появились.

Первые попытки сделать электрогитару заключались в установке микрофона на корпус акустического инструмента (на клей, на винты, на изоленту). Этот способ и сейчас редко ведет к чему-то хорошему, а в то время, учитывая качество аппаратуры, результат был еще более плачевным.

Было очевидно, что звук с инструмента надо снимать каким-то другим способом. И этот способ был со временем обнаружен в виде электро-магнитного звукоснимателя. Именно этот инженерный компонент, помещенный на гитару, позволил, подключившись к усилителю, получить то, что в сумме стало называться электрогитарой.

Две акустические гитары Gretsch GE100 Synchromatic в духе 40-ых годов.
На один из инструментов установлен звукосниматель.
(фото: Fender Musical Instruments Corporation)

Итак, усилители звукового сигнала заставили человечество изобрести электрогитару как новый тип музыкального инструмента, состоявшего из акустической гитары, звукоснимателя и усилителя. Однако, это еще не было завершенным процессом. Все продолжало развиваться. И гитара, и звукосниматели и, конечно, усилители.

Многие семейные люди говорят, что появление у них детей, очень сильно изменило их психологию и отношение к жизни. Точно также электрогитара, возникшая благодаря усилителям, очень сильно изменила сами усилители, заставив родиться новый вид музыкальной аппаратуры, называющийся ”гитарный усилитель”, особых свойств прибор , мало чего имеющий с всеми другими видами усилителей.

Что такое был усилитель звукового сигнала изначально? Грубо говоря, это просто ручка громкости - ее цель взять относительно тихий сигнал и сделать его громкость достаточным для слуха.

Ранние усилители были не очень хорошего качества, они заметно искажали изначальный звуковой сигнал. Причем ручка громкости влияла не только на саму громкость, но и на степень и характер искажений. Если же речь шла о гитаре со звукоснимателем, то сигнал в усилитель поступал уже искаженным за счет звукоснимателя. В результате одно искажение накладывалось на другое, и звук из динамика существенно отличался от привычного звука акустической гитары.

То есть “гитара плюс звукосниматель с усилителем” не была просто “акустической гитарой погромче”. Это был совершенно другой звук и соответственно иной инструмент. Таким образом люди пришли к тому, что гитарный усилитель занимается формированием характера звука, а не только работой с его громкостью.

Возникло осознание цели гитарного усилителя - исказить первоначальный звук ради получения нового уже электрогитарного звука. Какого именно? Однозначного ответа не существует. На свете очень много разных электрогитар, звукоснимателей, усилителей и их сочетаний. Благодаря этому электрогитара может звучать весьма по-разному.

Epiphone Valve Junior
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Первые усилители управлялись всего одним регулятором - это была ручка громкости. Поскольку качество звука оставляло желать лучшего, то на усилителях стали появляться дополнительные регулировки, в первую очередь частотных характеристик. Это позволяло людям делать звук чуть более приятным для своего слуха. Так в рамках усилителя возникла секция предусиления. То есть коррекция звукового сигнала до ручки громкости.

В секцию предусиления гитарных усилителей со временем стали устанавливать множество самых разных регулировок. И сама схема усилителя стала меняться в соответствии с задачами искажения гитарного звука. В результате гитарный усилитель постепенно пришел к тому типу аппаратуры, который подходит исключительно для формирования гитарного звука, и не для чего больше. Для прослушивания альбомов любимой музыки он не сгодится.

Epiphone Valve Standard
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Искажений, которые давал гитарный усилитель, состоящий из предусилителя и оконечного усилителя (“ручки громкости”) было мало для людей играющих на электрогитарах. В результате в цепь между гитарой и “ручкой громкости” стали добавляться новые компоненты. По большому счету их все можно назвать элементами предусиления.

Появились внешние (то есть отдельные от усилителя и гитары) эффекты-исказители между усилителем и гитарой - самых разных конфигураций напольные, настольные, рэковые приборы. Появились электрогитары в которые эти эффекты встраивались. Были придуманы усилители с возможностью подключить внешние эффекты между секцией предусиления и оконечным усилителем. Комбинации всего это бесчисленного количества оборудования, стоящего между электрогитарой и ручкой громкости породили необъятное количество вариантов звучания. Есть море шуток, что для многих гитаристов проще научиться играть, нежели найти правильный звук.

Ручка громкости на гитарном усилителе утратила свое первоначальное значение. В профессиональной музыке (в студиях и на концертах) возле гитарных усилителей стоит микрофон, который снимает звук и передает его на микшерный пульт, где дальше уже и происходит регулировка громкости (без дополнительных искажений). Поскольку самих микрофонов и способов их расположения также существует великое множество, то и они тоже влияют на окончательный гитарный звук, который мы слышим.

(фото: Fender Musical Instruments Corporation)

Но в любительской и полу-профессиональной музыкальной деятельности гитарный усилитель зачастую продолжает выполнять функции не только формирования звука электрогитары, но придания ему достаточной громкости (для репетиций, занятий и выступлений).

В 21 веке в гитарном звуке стали активно применяться технологии компьютерного моделирования. Их идея - отказ от традиционных гитарных усилителей, внешних эффектов, микрофонов и всего остального, что формирует звук электрогитары. Инструмент подключается либо напрямую в компьютер, либо в специальный прибор (моделирующий процессор), где звуковой сигнал обрабатывается в режиме реального времени программами, имитирующими искажение звукоснимателей, усилителей, эффектов, микрофонов и других звукообразующих элементов. Стали появляться электрогитары, оборудованные цифровым выходом usb, для коммутации, напрямую с компьютером.


   Предыдущая часть       Следующая часть   






Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное