JIMI 

   Гитары        и все остальное   

Яндекс.Метрика Следить за новостями:

07.07.2014
   Гитары   
Lag Roxane Racing
Исследовал - Сергей Тынку
Roxanne!
You don't have to put on the red light
(The Police)

Я ненавижу дизайн современных машин. Они выглядят одинаково. Бездушные маркетологи просчитали то, какими они якобы должны быть, и запустили в производство все эти бесконечные количества однообразных колымаг. Когда я смотрю на эти автомобили, то понимаю, что производители считают будто бы в наше время людям наплевать на красоту, и их можно кормить чем попало - пипл схавает. Поэтому второй Элвис никак не может появиться в наше время. Ему бы просто не на чем было ездить в отсутствии розовых Кадилаков.

С гитарами сегодняшнего дня по части дизайна все обстоит примерно также. Ibanez, ESP, Schecter, Washburn, Jackson, Dean и другие милые бренды выпускают необъятные армии одинаковых гитар. Чтобы отличить одну и от другой нужно обязательно смотреть на голову грифа. Как в свое время Fender и Gibson придумать такие не похожие друг на друга гитары как Les Paul, Tele, Strat, Flying V, ES-335, Explorer, SG совершенно непонятно. Неужели как пели в группе Ария “измельчала порода, пляшут враги”?

На этом сумрачном фоне невозможно не радоваться когда появляется хоть что-то содержащее какую-то идею, свежую мысль и дизайн, непохожий на все остальное, чем забиты гитарные магазины по всему миру. Поэтому когда в прошлом году французский бренд Lag забабахал серию Roxane Racing мне пришлось выпросить у компании Динатон (отечественного дистрибьютора Lag) обещание дать послушать эти инструменты как только они приедут в Россию. И вот оно случилось - пара этих замечательных гитар находятся у меня дома.

И не смотря на то, что это новая серия, у нее уже есть история. И она достаточно занятна. Помните как про самые первые гитары Fender принято думать, что их цвета были взяты из автомобильных каталогов тех лет? В этом нет ничего удивительного - ведь гитары и тачки имеют одну и ту же аудиторию - мужчины в рассвете сил! Поэтому на свете есть так много гитар, посвященных тем или иным автомобилям. В основном, конечно, это старые легендарные машины типа Ford Mustang. Вряд ли у кого-то хватит ума сделать гитару в честь Ford Focus или Nissan Almera, хотя маркетологи в поисках якобы свежих идей потихоньку подберутся и к этому сегменту.

Lag Roxane Racing - это тоже серия, сделанная как посвящение автомобилям. И тут уже совсем другая история, французская. Этой зимой мне повезло побывать на юге Франции, в Ницце. И вот там, глядя на оформление ресторанов, ассортимент сувенирных магазинов и просто машины на улицах, до тебя начинает потихоньку доходит дух старинных гонок - типа оно где-то очень рядом витает в воздухе. Тогда ты садишься на электричку и через минут 15 оказываешься в Монте-Карло. А это уже княжество Монако, вроде бы отдельное государство (хоть и карликовое), но тебе сходу крайне сложно уловить разницу между Францией и Монако. Это же не из Калифорнии в Мексику въезжать, или из Москвы в Мытищи.

Где-то здесь можно встретить Phat Cat

Не буду, наверое, рассказывать, что Монте-Карло - это одно из самых богатых мест на Земле. Яхты, суперкары, казино, бутики и прочие атрибуты бытия в стиле “жизнь удалась” - здесь этого в избытке куда ни плюнь. Но помимо всего этого это еще место для автогонок. Они здесь кажется были всегда. И до сих Формула-1 рассекает по местным улицам, заставляя и без того безумные цены в отелях подниматься еще выше, если вдруг окно вашего номера выходит на дорогу, по которой могут промчаться самые крутые гонщики планеты. Разумеется, в оформлении города постоянно присутствует эта автомобильная тема. А поскольку во всяких там Европах и Америках тема олдскула очень уважаема, то темы не абы каких, а именно винтаджных гонок встречаются на каждом углу.

И вот перед нами серия Lag Roxane Racing. Конечно, нигде в пресс-релизах ничего не сказано про ни про Монте-Карло ни про Ниццу, ни про какие-то определенные авто-бренды. Но при этом каждая из 12 гитар посвящена конкретному гоночному автомобилю древних времен, и, ясно дело, очень тесно пересекается с той гоночной культурой, что живет на юге Франции. По крайней мере, это то как оно лежит в моих собственных мозгах.

Ясное дело, что помимо автомобильной темы, видя эти гитары, каждый из нас способен придумать кучу всего своего собственного. Я, например, не могу не вспомнить фильм “Убить Билла” когда смотрю на желтую гитару с черной полосой. Возможно Уме Турман такая гитара подошла бы даже больше чем самурайский меч. Ну а с красно-белой Lag Roxane отлично бы смотрелся любой человек в футболке Московского Спартака. Но все таки главная тема этих гитар - это машины. И, конечно, олдскул. Хотя что такое олдскул в электро-гитарной теме? Ведь гитаристы самых дорогих в мире команд (Metallica, U2, Red Hot Chili Peppers) с удовольствием играют на старинных гитарах. И нельзя сказать, чтобы их звучание было каким-то старомодным. Гитары - они так сказать вне времени.

Говоря о дизайне Lag Roxane и его корнях, нельзя не уловить ассоциаций с формами и контурами других классических гитар (например, гибсоновские SG и LP Double Cut). А та красная, которую мне дали попробовать - она не может не будить воспоминаний об Airline, на котором в свое время играл Jack White в группе White Stripes - то был древний инструмент с корпусом из пластмассы…

Странное дело, кстати, вот Jack как умный коммерчески ориентированный парень давно перешел на Gretsch и Fender (с брендами дружить оно всегда полезнее), но при этом музыка у него с годами (и дорогими гитарами) становится все менее интереснее. И не придумано им ничего лучше того самого риффа из Seven Nation Army.

Помню в свое время многие наши известные музыканты (Е.Хавтан, Шура БИ-2 и др.) говорили мне, что хотели попробовать этот Airline. Не знаю попробовали или нет. Меня вот тянуло попробовать Danelectro как у Jimmy Page. Я пощупал китайское переиздание. И корейское пощупал. Что-то не впечатлило. А вот Lag оставляет приятные эмоции.

Во-первых, качество работ. Тут придраться не к чему. Бутик есть бутик. Будем честны в наше время очень много гитар за $2000 (примерно столько просят за Lag) и даже намного дороже, сделаны не очень аккуратно. Лады, покраска, шлифовка, обработка накладки на гриф - все это часто бывает где-то вдали от того, совершенства, что ожидаешь отдавая деньги, равные бюджету на неплохой отпуск где-нибудь на Средиземном море. На Сочи таких бабок, увы, не хватит.

Когда держишь в руках Lag Roxane, то испытываешь эмоции, сходные с теми, когда берешь в руки ювелирное изделие. Пытаешься быть крайне осторожным. Потому что все кажется очень хрупким и изящным. Хотя вот, глядя на фотографии с угарной вечеринки компании Marshall, которую они закатили во Франции с таким же белым Lag, что стоит сейчас рядом со мной - понимаешь, что этот инструмент рожден для настоящего рокенрола, а не демонстрации в музейной витрине. Если бы эти гитары придумали лет пятьдесят назад, то (кто знает?) возможно Keith Richards или Jimmy Page рубили бы свои лучшие концерты именно на них.

От инструмента просто веет богатством и роскошью. Как тут не вспомнить Монте-Карло? Черное дерево на грифе, инкрустация перламутровыми крыльями, пикгард, окантованный хромом. Под стать ему на голове грифа изящная пластиковая крышка-полоса. А эти крышки под тембро-блок на задней поверхности корпуса? Они сделаны под автомобильные номера, и надо сказать, такие симпатичные номера вам еще стоит поискать. На гитаре явно не экономили - топовое железо от Schaller и продуманный до мелочей дизайн. Как и подобает вещи в автомобильной теме на инструменте много хрома - ручки, крышки датчиков, колпачок переключателя, бутоны колков, ранее упомянутая окантовка пластиковых частей.

Не смотря на то, что Roxane тяготеют к олдскулу (слово, которое уже порядком замусолено в этом тексте), на эти гитары ставят самое продвинутое на сегодня железо. Во-первых, это локовые колки. А во-вторых, весьма занятные бриджи: это тюноматик с роликовыми седлами - просто мечта всех пользователей Bigsby (кто только из них не апгрейдил свои-бигсби гитары этими бриджами?) и уникальная система “два в одном”, которая объединяет “тюноматик и стоп-бар” в единой конструкции. Это может кого-то расстроить, но в этих гитарах решительно нечего менять - все самое лучшее и подходящее уже инсталлировано на заводе. Вам остается только воткнуть инструмент в усилитель и начать играть!

На первый взгляд кажется, что две модели Lag Roxane Racing (RR1500 и RR2000) различаются только бриджами (фиксированный и система с тремоло Bigsby). Однако, помимо бриджей есть и другие расхождения в конструкции. Во-первых, датчики. На инструменте с Bigsby это синглы Seymour Duncan Phat Cat (попытка сделать P90 в размере хамба), в то время как на моделях с фиксированным бриджем - это хамбы Seymour Duncan Seth Lover (воспроизведение первых гибсоновских пафов пятидесятых). Еще одна особенность - это форма корпуса. Если “хамбовая Роксана” имеет плоский корпус, то у “сингловой” он выпуклый, то есть ArchTop. Благодаря этому, он кажется тоньше если смотреть на него с боковой стороны. Весят гитары средне, то есть порядка 3.5 кг.

Грифы Роксан достаточно удобны. Они похожи на те гибсоновские, что не толстые. Струны лежат относительно низко над ладами, но ничего не дребезжит. Сзади корпуса, где у старинных гитар обычно бывает пятка грифа, здесь сделан удобнейший вырез, благодаря которому играть на 20-ых ладах не составляет никакого труда. Гитара по всем своим параметрам относится к “лесполам” - вклееный гриф, малая мензура, два хамба, фиксированный бридж и другие параметры конструкции не оставляют другого выбора. Правда, корпус у Roxane Racing не из махогони с кленовым топом, а из тополя (американского). И в этом могло быть что-то новое и интересное.

Вы можете удивляться или нет, но звучит все это дело примерно также как обычный Gibson Les Paul за те же деньги. Никаких открытий. Если говорить о хамбовой версии, то там за счет датчиков, которые в линейке Seymour считаются едва ли не самыми “добрыми” и ”теплыми”, то гитара, не смотря на всю теплоту и певучесть, с этими датчиками все таки не для игры “самого тяжелого металла”. Другое дело вещи типа Santana или Gary Moore с их летающим сустейном, или какой-нибудь гаражный рок с примесью панка. Очень приятно играть с перегрузом аккорды на пять-шесть струн. Хендриксовщина и Цепелиновщина прет сама собой.

Когда вы берете в руки Roxane с Bigsby - то и тут все ожидаемо. На чистом звуке, благодаря синглам инструмент звучит ярче, отчетливее и прямо скажем лучше. Вообще, на мой взгляд PhatCat - это едва ли не самые недо-оцененные датчики на планете. Море людей играет на фендеровских синглах и мало кому приходит в голову поставить сингл PhatCat в нек леспола. Ей богу, когда я слышу как люди пытаются играть на чистом звуке на лесполе с хамбами, мне хочется заплакать - я считаю, лесполы с хамбами предназначены не для чистого звука. И я не могу вспомнить никого из великих, кто бы делал так. Если только на концерте иногда.

Сам по себе формат леспола с P90 и Bigsby - он совсем не новый, но при этом крайне редкий. Я вот ничего сходу не могу вспомнить кроме крайне редкого Les Paul Custom образца 1954 года и чуть почаще встречающихся, но все равно весьма сложно находимых Gretsch типа того, на котором играл George Harrison. На этом фоне Roxane Racing выглядит весьма подходящим вариантом - это касается и цены, и звука, и качества, и, опять таки, дизайна. Конечно, вы всегда можете купить обычный Les Paul и продырявив корпус, установить Bigsby, попутно заменив датчики на Phat Cat. Но это будет ощутимо дороже, и рисковей по части возможностей кривой установки тремоло. Плюс ваше друзья начнут крутить пальцем у виска, считая, что лесполы модифицировать запрещено сводом правил ООН.

Неожиданно, но с перегрузом сингловая Роксана звучит очень близко к хамбовой. Это достаточно ожидаемо, поскольку если и есть что-то наиболее близкое к P90 их хамбов, то Seth Lover вполне можно записать в их число. Поэтому если бы я завел себе такой инструмент - то сделал бы промежуточный вариант - с Phat Cat в неке и Seth Lover в бридже - и нашим и вашим - универсальный вариант.

Попробую как-то окончательно спозиционировать Roxane Racing в своей голове. Итак выводы. Les Paul давно стал популярным форматом гитары. Но при этом абсолютно невозможно заставить играть на Les Paul абсолютно всех, кому может понравится этот звук. Приходится идти в обход. Поэтому какие-то люди совсем без фантазии берут заменители от ESP. Народ, у кого выдумки побольше, хватает PRS. Личности, с претензией на креатив, заморачиваются на счет Hammer и прочие чуть менее популярные в людских сердцах бренды.

И вот Roxane Racing как раз и является одной из качественных альтернатив. То, что Lag умеют делать инструменты леспольного формата я давно убедился, на примере Lag Imperator Custom, которая прожила у меня недели две. В данном случае Lag пошли дальше и придумали красивую историю с автомобилями. С одной стороны это маркетинг и некая завлекалочка для наших наивных гитарных сердец.

Но с другой стороны если ты хочешь придумать интересный продукт, то создание какой-то истории можно только приветствовать. Ибо в этом есть некое внимание и респект к потребителю, желание его порадовать и развлечь. Это не то, что вам бросают вкусную кость и сам фантазируй что это и для чего.

Легко быть тем же телекастером - тебе не надо придумывать историю. У тебя итак вся история музыки за плечами. А вот когда ты новая гитара, то тебе конечно без истории крайне сложно конкурировать с другими инструментами. И вот у нас французы, люди затейливые и склонные к арту, и при этом очень стильные - их задумка с машинками - весьма и весьма симпатична. Особенно когда она еще и звучит как Les Paul. На этом, думаю достаточно для меня писанины. Пойду отгоню британского кота от французских гитар и поиграю какой-нибудь американской музыки.

P.S. В девяностых я (как и многие другие знакомые) коллекционировал каталоги гитар. Собирал их по выставкам и магазинам. Потом когда их стало слишком много (в высоту метра два если положить один на другой), я устал и отнес их все на помойку. Но это не значит, что сейчас я не собираю каталоги. Самые красивые по моему мнению, лежат в формате PDF на жестком диске. Каталог Lag Roxane Racing мне нравится во всех отношениях. В том, числе и по части дизайна, верстки, подачи информации и всего остального. Вот он тут лежит, короче говоря.

P.P.S. Кстати, песня Roxanne, хит британской группы The Police, также имеет некоторое отношение к Франции - по крайней мере песня вряд ли бы появилась на свет без этой страны. В октябре 1977 года лидер группы Sting сочинил ее под впечатлением от проституток, увиденных у парижского отеля, в котором остановилась группа. Название песне было дано в честь персонажа пьесы «Сирано де Бержерак» и она написана от лица мужчины, влюбившегося в проститутку.





Нравится jimi.ru? Хочешь больше новых материалов? Поддержи проект!
Кинь рублей на карту СберБанка 4817 7600 5984 6513 - это стимулирует.


Яндекс.Метрика Следить за новостями:

 JIMI 
   Гитары        и все остальное